Тезисы доклада с сентябрьской "Дронницы" об организации производства и использования БПЛА на Украине.
Основное преимущество ВСУ в начале войны было в том, что они сразу поняли – дроны изменят лицо этого конфликта. Противник сделал на них ставку и создал первый обучающий центр, в который привлекли специалистов со всего мира. Этот центр заработал ещё в марте 2022 года.
Сегодня ВСУ единственные в мире, кто выделил БПЛА в отдельный род войск.
В отличие от нас, там создана единая образовательная система, которая принята для всех учебных центров. А ещё единая аттестационная комиссия для всех операторов БПЛА. Существующий украинский стандарт обучения подразумевает работу с действующими боеприпасами, с ретрансляторами и полеты на 10 км. У нас же крайне мало центров, которые соответствует подобным требованиям.
У них огромное финансирование. Да, оно начиналось как волонтерство, но оставалось им не долго. Зеленский создал международный фонд United24, которые привлекает деньги. И это сразу дало результат. К сентябрю 2022 года у них уже было 400 операторов и 17 школ, которые их готовили. Всего в 2023 году на Украине на дроноводство было выделено 20 млрд гривен (40 млрд ₽). У нас такого и близко нет: мы еще думаем над способами финансирования. А ещё у них есть центры снабжения, где собираются и аккумулируются дроны.
Довольно быстро была разработана система целеполагания – каждый дрон должен наносить в 10 раз больший урон чем его стоимость. Оперативно была создана единая система, объединяющая все вопросы беспилотья. В неё входит экономический блок (решение куда и какие средства направить), отдел образования, отдел закупок и отдельный штаб действий БПЛА.
Михаил Федоров, главный человек украинского беспилотного проекта, организовал дрон-хакатон. На нем началась разработка единой информационной системы, объединяющей всех операторов, инструкторов, разработчиков и т.д. И эта система была создана. На её основе идет системный анализ всей информации с фронта и решаются все вопросы снабжения. Через неё же создан сервис заказа дронов, благодаря которому любой аккредитованный в системе может заказать себе технику с помощью простой банковской карты. Создан единый аналитический центр, куда стекается вся информация от операторов и где анализируется каждый случай поражения дронами целей. У нас такого и близко нет.
Противник перенял тактику США, где на одного спецназовца с техникой работает 10 спецов в тылу. Это и сборка дронов, и их ремонт, и разработка ПО, и анализ знаний, и мониторинг технологий со всего мира. Это сильно отличается от нашей ситуации, где боец оказывается и оператором, и ремонтником, и даже сборщиком дронов.
Противником налажены теснейшие контакты с Китаем. Главный результат – апробация новых технологий в срок до одной недели. Идет поиск новейших технологий, их быстрое тестирование и приобретение, если они представляют интерес. Китай, по сути, работает на Украину и лишь отчасти на нас.
При этом, если Китай примет решение о запрете поставок беспилотных технологий за границу, то пострадаем в первую очередь мы. Потому что у США уже есть аналоги китайских разработок в области БПЛА. Есть они и в Европе, причем с производством элементной базы, включая электронные чипы. Мы можем оказаться в ситуации, когда у нас FPV не будет вообще!
К этому дню на Украине уже провели 3 хакатона с привлечением к военным разработкам лучших мировых специалистов. При этом, все затраты участников Украина берет на себя. Плюс призовые в размере от 300 000 $ для победителей. А лучшие получают госконтракты. Таким образом, компании со всего мира стремятся туда с желанием заработать. В этом кластере уже разработаны и новейшие системы РЭБ, и аналоги «Ланцета», и многое другое.
Параллельно с наращиванием уровня обучения, ВСУ решали вопрос о создании в 2024 году 30 ударных рот БПЛА. На это Пентагоном выделено 867 млн $. В ударные группы входят не только пилоты и техники, но и саперы. Сегодня эти 30 рот стали костяком «Сил беспилотных систем» Украины. Им уже поставлен 1 миллион FPV-дронов. А к концу года их будет 2 млн.
Сейчас тенденции развития беспилотного направления у нашего противника таковы.
На Украине разрабатывают новейшие технологии. В частности, БПЛА работающие на частотах 350, 650 и 610 мгц. На фронт уже поставлено более 10 000 дронов, работающих на этих частотах.
Функционируют 35 школ обучения и 500+ разработчиков дронов.
Противником, с подачи того же Федорова принято, жесткое финансовое решение. Маржинальность для поставщиков сокращена до 25 %. Это позволяет вернуть в отрасль очень значительные средства. Если требование не соблюдается – предприятие банят и исключают из всех контрактов.
Создан и действует проект «Народный дрон». Каждый украинец может пройти обучение по сборке дронов. А затем, с удостоверением об окончании этих курсов, он может брать подряды на сборку БПЛА на дому. Результаты его работы оцениваются, качество проверяется и дальше он просто берет комплекты и собирает дроны. На наши деньги, он зарабатывает 300-500 ₽ за одну штуку. При нынешней безработице на Украине – желающих масса. С каждым дроном в системе следует информация: кто собирал, из чего, когда. Это одно из ключевых преимуществ противника.