Роботы наступают
В США принят на вооружение безэкипажный противолодочный катер, а в России работы по ним не ведутся
2008-06-11 / Владимир Подымов - военный эксперт.
Катер-робот проходит испытания.
В прошлом месяце подразделение «Роботизированные системы» американской корпорации «Дженерал Дайнэмикс» передало военно-морским силам США первый безэкипажный катер типа «Флит» (Fleet). Второй катер главный подрядчик обязан поставить до конца июня. Он будет передан в распоряжение Центра подводной войны ВМС США, расположенного в городе Ньюпорт, штат Род-Айленд.
Таким образом, вслед за военно-воздушными силами и армией американские ВМС взяли твердый курс на роботизацию, являющуюся, по мнению экспертов Пентагона, одним из ключевых решений для победы в войнах нового поколения.
Безэкипажный противолодочный катер типа «Флит» (Fleet class Anti-Submarine Warfare Unmanned Surface Vehicle) имеет длину по корпусу 11 м, ширину 3,4 м, способен кратковременно развивать скорость полного хода до 35 узлов и брать на борт полезную нагрузку массой до 2268 кг, обладает не менее чем 24-часовой автономностью и входит в комплекс вооружения новейших надводных кораблей ВМС США – так называемых литоральных боевых кораблей, предназначенных преимущественно для завоевания господства в прибрежных районах морей. После спуска на воду с борта корабля-носителя катер способен действовать либо в радиокомандном, либо же в полностью автономном режимах.
Китайская военная мощь тревожит Вашингтон в большей степени, чем российская
Основное назначение катера-робота – оказание «литоральному боевому кораблю» содействия в борьбе с подводными лодками и иными подводными боевыми средствами противника (в том числе с необитаемыми подводными аппаратами и даже с боевыми пловцами и их носителями). Для эффективного решения возложенных на них задач катера типа «Флит» оснащены различной аппаратурой и специальным оборудованием, в том числе малогабаритной буксируемой гидроакустической станцией, многофункциональной низкочастотной гидроакустической станцией с активным трактом, оптико-электронной системой наблюдения, современными средствами навигации и приема/передачи данных и т.п.
По заявлению разработчиков, в бортовую систему управления такого безэкипажного катера заложены три главных алгоритма, позволяющих ему с высокой эффективностью решать задачи в ходе реализации следующих специфичных сценариев: «Морской щит» (обеспечение безопасности своих кораблей и судов на переходе морем), «Безопасная проводка корабля (судна)» и «Обеспечение безопасности порта (военно-морской базы)».
Катер типа «Флит» разработан консорциумом в составе подразделения «Роботизированные системы» отделения «Боевые системы» корпорации «Дженерал Дайнэмикс» (главный подрядчик по программе) и рядом подведомственных ВМС США компаний и организаций.
Впрочем, «Флит» – это не собственное «детище» американской корпорации. За основу при проектировании был взят радиоуправляемый катер «Одиссей» (иногда также используется более раннее его обозначение – «Спартан Скаут»), созданный специалистами американской компании IMPII (Integrated Maritime Platforms International Inc.), являющейся, в свою очередь, дочерним подразделением расположенной в г. Силвердейл (штат Вашингтон, США) компании «Рэдикс Марин» (Radix Marine) и входящей в промышленный консорциум, занимающийся по подряду с ВМС США разработкой для этого вида американских вооруженных сил целого семейства роботизированных комплексов.
Особый интерес представляют следующие факты:
– во-первых, противолодочный катер типа «Флит» – это первый образец надводного корабельного роботизированного комплекса, поступивший на вооружение ВМС США; ранее американский флот получал только необитаемые подводные и беспилотные летательные аппараты;
– во-вторых, высокий статус, придаваемый американским военно-морским командованием безэкипажным катерам типа «Флит», подтверждается тем, что впервые в истории американского флота и кораблестроения «роботам» решили присвоить заводские строительные номера: соответственно у первых двух катеров – это «11MUCO601» и «11MCUO602».
В этой связи вызывает серьезную озабоченность практически полное отсутствие в нашей стране работ по аналогичным направлениям. Причем роботизированные комплексы, имеющиеся в распоряжении ВМФ России в настоящее время, либо безнадежно морально и физически устарели, либо же попросту закупаются за рубежом. В общем, получается, что финансовые средства российского оборонного бюджета не только не используются для развития отечественного оборонно-промышленного комплекса, но и, наоборот, напрямую поддерживают разработчиков необитаемых аппаратов и роботизированных военно-морских комплексов различного назначения.