"...В СССР идеей радиоуправляемых боевых катеров занялись в 20-е годы. Ну а плотно над этим трудились уже на рубеже 20-30-х годов. Работы в этом направлении возглавили Владимир Иванович Бекаури и Александр Фёдорович Шорин. Работы шли по двум направлениям, так как у конструкторов был несколько разный подход к делу. Владимир Иванович считал, что систему управления лучше расположить на другом катере и управлять «с воды», а вот Алексей Фёдорович был сторонником идеи, что управлять нужно с борта самолёта. Победила идея управления с воздуха..."
"...на Тихом океане в составе сначала Морских сил Дальнего Востока, а затем уже и Тихоокеанского флота, была сформирована эскадрилья волнового управления. Базой для неё послужил 55-й разведывательный авиаотряд, переброшенный на берега Тихого с Чёрного моря. Базировался он в бухте Патрокл. На его вооружении первоначально стояли летающие лодки Savoia S-62 (их модернизированный вариант, строившийся в СССР по лицензии, носил обозначение МБР-4). Через какое-то время на базе отряда формируется 30-я авиаэскадрилья волнового управления, в составе которой была группа самолётов МБР-4ВУ, предназначенных для управления теми самыми катерами. В состав эскадрильи входили шесть авиазвеньев: 3-е, 4-е, 5-е, 6-е, 7-е и 15-е. С этим обозначением эскадрилья просуществовала до 1941 года, когда была переформирована в 63-ю отдельную авиаэскадрилью волнового управления..."
В отличие от немцев, наши не стали создавать с нуля, а попросту переоборудовали уже имевшиеся в составе флота суда. Под это попали катера проектов «Ш-4» и «Г-5». Первый проект был разработан во второй половине 20-х годов и в конце десятилетия пущен в серию. Производились катера типа «Ш-4» до 1933 года. Проект «Г-5» начал свою историю в конце 20-х годов. В начале 30-х прошли испытания нового катера, после чего проект был пущен в серию. Катера «Г-5» активно принимали участие в боях Великой Отечественной, из их экипажей вышло множество Героев Советского Союза.
"...Сама радиоаппаратура, устанавливавшаяся на катера, давала возможность управления скоростью хода через взаимодействие системы с дросселями двигателей. ... Естественно, с помощью радиосигнала запускались торпеды. Так же дистанционно можно было запустить механизм постановки дымовой завесы. Ну а ещё система позволяла выбирать зигзагообразный ход катера, при котором он вилял по курсу. Создавалось это с помощью внесения сознательной ошибки в команды, что заставляло систему управления катера перекладывать руль с борта на борт.
Статья полностью:
Радиоуправление для взрослых: боевые эксперименты с беспилотниками 30-х годов на службе Тихоокеанского флота – Новости Владивостока на VL.ru
Новости Владивостока на VL.Ru