[image]

Пароходы СССР и не только - часть 2

 
DE Don Pedro #08.11.2024 15:28
+
-
edit
 

Don Pedro

опытный

Пх РОПИТ "Царь Михаил Феодорович" , у Ллойда (Tzar Michael Theodorowitch ) 2 чертежа .А вот с качественным фото - проблема. Но зато есть пожарное ведро в хорошем состоянии.
Прикреплённые файлы:
 
   128.0128.0
+
+1
-
edit
 

info

аксакал
★☆
пх Зырянин
Прикреплённые файлы:
Зырянин.jpg (скачать) [693x899, 120 кБ]
 
 
   130.0.0.0130.0.0.0

vedmedj

втянувшийся

vvy> Без проблем:

Спасибо! Значит, год постройки все-таки 1904-й.
А известно, по какой причине «Акманай» был передан Черноморской Дирекции? Он что, ходил в загранрейсы? С портом приписки тоже не понятно. Такое могло быть? Можете более подробно осветить период пребывания парохода в «Совторгфлоте» заграплавания?

vvy> Хочу спросить:
vvy> 1) В 1920-х гг. на Каспии был пароход КАЗБЕК. Не попадался Вам?

На каспийский «Казбек» у меня личное дело пока не заведено.
Некий «Казбек» на 23-ий год числился в списке судов Каспийского округа путей сообщения НКПС с пометкой «прик.» (прикомандированный?). Грузоподъемность – 50000 (пудов?), мощность – 400 л.с.
Возможно, он Вам известен по этому же списку.

vvy> 2) Есть ли у Вас дата и обстоятельства гибели в 1949 г. пх КАЗАХСТАН?

«Казахстан» в 46-ом году по распоряжению Совмина СССР был передан с баланса БГМП Архангельскому арктическому пароходству Севморпути. Все подробности аварии должны быть там. До фондов ГУСМП руки пока не дошли.
   130.0.0.0130.0.0.0

vvy

втянувшийся

vedmedj> А известно, по какой причине «Акманай» был передан Черноморской Дирекции? Он что, ходил в загранрейсы? С портом приписки тоже не понятно. Такое могло быть? Можете более подробно осветить период пребывания парохода в «Совторгфлоте» заграплавания?

Это недоразумение. В исходном тексте было через дробь (Морфлот/Совторгфлот), как неопределенное. При переносе на форум начало исчезло.

vedmedj> На каспийский «Казбек» у меня личное дело пока не заведено.
vedmedj> Некий «Казбек» на 23-ий год числился в списке судов Каспийского округа путей сообщения НКПС с пометкой «прик.» (прикомандированный?). Грузоподъемность – 50000 (пудов?), мощность – 400 л.с.
vedmedj> Возможно, он Вам известен по этому же списку.

Это вначале транспорт "Татарин" Каспийской флотилии (спущен в 1857 г.) с длинной историей. Участник Гражданской войны.
   130.0.0.0130.0.0.0

vedmedj

втянувшийся

[/b][/b]vvy> Это недоразумение. В исходном тексте было через дробь (Морфлот/Совторгфлот), как неопределенное. При переносе на форум начало исчезло.

Спасибо, понятно. Но, факт передачи в 30-ом году от Азовского Управления Черноморскому имел место быть?

vvy> Это вначале транспорт "Татарин" Каспийской флотилии (спущен в 1857 г.) с длинной историей. Участник Гражданской войны.

У Бережного – 1871-й – это его второй день рождения? Или это другой «Казбек»?
   130.0.0.0130.0.0.0

info

аксакал
★☆
пх Игарка & пх Арктика
Прикреплённые файлы:
 
   130.0.0.0130.0.0.0

vedmedj

втянувшийся

vvy> Это вначале транспорт "Татарин" Каспийской флотилии (спущен в 1857 г.)

Это он?
Прикреплённые файлы:
04.56.230.jpg (скачать) [1018x794, 188 кБ]
 
 
   130.0.0.0130.0.0.0

vvy

втянувшийся

vedmedj> Спасибо, понятно. Но, факт передачи в 30-ом году от Азовского Управления Черноморскому имел место быть?

Вроде бы, да. Сейчас нет возможности проверить.

vedmedj> У Бережного – 1871-й – это его второй день рождения? Или это другой «Казбек»?

Это он:

ТАТАРИНЪ (винтовой транспорт)

Тип: 10-пушечный транспорт; типа КАЛМЫКЪ
Корпус: железный, 1 палуба, одинарное дно
Водоизмещение: 1052 т, 1048 стр. т
Грузоподъемность: 650 т
Размерения: 67,06(вл)/70,41(нб) х 10,97 х (3,73) 2,79/3,40 м
Механизмы: 1 вертикальная 2-цилиндровая паровая машина простого расширения, 3 цилиндрических паровых котла, 1 винт
Изготовитель механизмов: Людиновский горный завод генерал-майора С.И. Мальцова, село Людиново Жиздринского уезда Калужской губернии/Российская Империя
Мощность: 200/? л.с.
Скорость хода:
Запас топлива:
Дальность плавания:
Вооружение: 2 – 60-фн пушки №1, 8 – 30-фн пушек №1
Комплектация:
Место постройки: Верфь Камско-Волжского пароходного общества, Астрахань/Российская Империя
Дата закладки: 15/27 июля 1857 г.
Дата спуска на воду: 19/31 мая 1858 г.
Дата сдачи заказчику: 1861 г.

8/20 декабря 1856 г. заказан Морским ведомством Российской Империи в числе 4 ед. для перевозки казенных грузов по Каспийскому морю. 17/29 августа 1857 г. присвоено наименование. Строитель подполковник М.М. Окунев. Стоимость постройки 202 897 руб. Состоял в 44-м флотском экипаже. Входил в состав судов Астраханского порта. Оказался неудобным для применения по назначению из-за большой осадки и отсутствия грузового трюма. Имел прочный, хорошо построенный корпус, но плохие механизмы. Вскоре был разоружен и после демонтажа механизмов поставлен на хранение в Астрахани. 1/13 февраля 1866 г. исключен из списков судов флота. 17/29 июня 1868 г. продан Пароходному обществу "Кавказ и Меркурий" совместно с транспортами КИРГИЗЪ и ЛЕЗГИНЪ за общую стоимость 20 000 руб. Предназначался под плавучую пристань, но в таком качестве не использовался. В 1871 г. переделан в 3-мачтовую парусную шхуну КАЗБЕКЪ грузоподъемностью 980 т. В 1884 г. переделан в наливное судно грузоподъемностью 860 т для транспортировки керосина из Баку в Астрахань. В 1889 г. переделан в товарный пароход без изменения размерений с установкой механизмов (1 вертикальная 2-цилиндровая паровая машина двойного расширения, 2 цилиндрических паровых котла, 1 винт) мощностью 80/400 л.с. производства Завода общества "Кавказ и Меркурий" (Спасский затон Спасского уезда Казанской губернии/Российская Империя). Вместимость 692/867 рт. Грузоподъемность 740 т (позднее также мог принимать 8 пассажиров II класса и 450 палубных). Скорость хода 9 уз. Команда 34 чел.

1889 КАЗБЕКЪ – Пароходное общество "Кавказ и Меркурий", Астрахань/Российская Империя (рег. №642/ПАБШ*)
1917 КАЗБЕКЪ – Пароходное общество "Кавказ и Меркурий", Астрахань/Российская Республика (рег. №642/ПАБШ*)

Летом 1919 г. взят в период Гражданской войны в распоряжение Вооруженных сил юга России и вошел в состав Отряда транспортов флота Каспийского моря. 17 августа 1919 г. включен в состав Транспортной флотилии Каспийского моря как транспорт №2. 18 мая 1920 г. захвачен в Энзели десантом с судов Астрахано-Каспийской флотилии. 9 июня 1920 г. зачислен в состав РККФ как транспорт КАЗБЕК. 3 июля 1920 г. вошел в состав Морских сил Каспийского моря. Состоял в Отряде вспомогательных судов как угольный транспорт. 30 мая 1921 г. передан Наркомату путей сообщения. 4 июня 1921 г. исключен из списков Морских сил.

П.С. В списках РТФ указан как наливной, но документы КиМ этого не подтверждают.
Встречал упоминание, что с 1922 г. использовался как баржа. У меня есть отчет Каспар за 1924-25 г. в бумаге. Когда он станет доступен, посмотрю - не упомянут ли там КАЗБЕК.
   130.0.0.0130.0.0.0

vvy

втянувшийся

vedmedj> «Казахстан» в 46-ом году по распоряжению Совмина СССР был передан с баланса БГМП Архангельскому арктическому пароходству Севморпути. Все подробности аварии должны быть там. До фондов ГУСМП руки пока не дошли.

Не подскажите формулировку приказа (от 13.08.1946) о списании пх "Кузбасс", севшего на мель в 1944 г.?
   130.0.0.0130.0.0.0

vedmedj

втянувшийся

vvy> П.С. В списках РТФ указан как наливной, но документы КиМ этого не подтверждают.

А я даже не удосужился посмотреть списки РТФ.
На 23-ий год «Казбек» числился в составе судов Каспопса в разделе товарных паро-теплоходов.

vvy> Встречал упоминание, что с 1922 г. использовался как баржа. У меня есть отчет Каспар за 1924-25 г. в бумаге. Когда он станет доступен, посмотрю - не упомянут ли там КАЗБЕК.

КАСПАР, в его бытность в качестве акционерного общества, в РГАЭ выделен в отдельный фонд. Также, много материалов по национализации флота, всяких разных списков судов по бассейнам и прочих интересных документов хранится в фондах ЦУМОРа НКПС. Но, не разорвешься.

Спасибо за подробности по «Казбеку». Надо будет принять этот пароход к сведению.
   130.0.0.0130.0.0.0

vedmedj

втянувшийся

vvy> Не подскажите формулировку приказа (от 13.08.1946) о списании пх "Кузбасс", севшего на мель в 1944 г.?

Списать с баланса Дальне-Восточного пароходства затонувшие суда:
1. п/х «Кузбасс» грузоподъемностью 3870 тонн
2. п/х «Искра» грузоподъемностью 2950 тонн
3. п/х «Алтай» грузоподъемностью 2950 тонн
Министр морского флота П. Ширшов.

Документальных сведений о посадке на мель парохода у меня на данный момент нет.
Есть ссылка на интернет-ресурс, где упоминается эта авария:

Тёмное дело парохода «Кузбасс» — Северная неделя

Как оказался на Тихом океане Montcalm («Прончищев»), ставший впоследствии первым заказом в истории ЦС «Звёздочка». //  old2.vdvsn.ru
 
   130.0.0.0130.0.0.0

vvy

втянувшийся

vedmedj> Есть ссылка на интернет-ресурс, где упоминается эта авария:
vedmedj> Тёмное дело парохода «Кузбасс» — Северная неделя

Да, это мне знакомо, потому и спросил - пароход вроде бы не утоп, а был списан. Вот и интересно, почему? Спасибо.
   130.0.0.0130.0.0.0

vedmedj

втянувшийся

vvy> Встречал упоминание, что с 1922 г. использовался как баржа.

Напомнили мне о рефрижераторе «Дон».
Подзабыл, обсуждали ли с Вами рефрижераторную баржу «Дон», 20-го года постройки, числившуюся в составе Азовского Управления «Морфлота» на 34-ый год?
   130.0.0.0130.0.0.0

vvy

втянувшийся

vedmedj> Напомнили мне о рефрижераторе «Дон».
vedmedj> Подзабыл, обсуждали ли с Вами рефрижераторную баржу «Дон», 20-го года постройки, числившуюся в составе Азовского Управления «Морфлота» на 34-ый год?

Это тот "Дон", который бывший "Айсфогель"? Так он погиб в 1941-м.
   130.0.0.0130.0.0.0

vedmedj

втянувшийся

vvy> Это тот "Дон", который бывший "Айсфогель"?

Да.

В 28-ом году рефрижератор «Дон» был передан из Азовской в Черноморскую Главную Контору. 28-29 мая следующего года назначенной комиссией было произведено обследование технического состояния теплохода. Комиссия установила, что главные машины и вспомогательные механизмы т/х «Дон» пришли в «полное расстройство» и требуют значительного ремонта с выходом судна из эксплуатации на длительный срок.
Возможно, восстановить машины так и не смогли. По этой причине на 34-ый год «Дон» числился в Азовском Управлении «Морфлота» в качестве рефрижераторной баржи.
Правда, есть моменты, которые не подтверждают данное предположение.
Больше всего меня удивило, что Ллойд вносил этот «Дон» в свои регистровые книги до 60-го года. Но, не сам факт внесения, а то, что ему были известны позывные, которые судну были присвоены в 34-ом. Откуда у Ллойда эти сведения? Непонятно.

vvy> Так он погиб в 1941-м.

Вопрос, какой «Дон» погиб в 41-ом году, требует разбирательства.
Теплоход с аналогичным названием был у Главрыбы НКПП. Причем, из запроса о присвоении позывных следует, что это судно новой постройки.
Прикреплённые файлы:
1937-05-22.jpg (скачать) [831x1000, 244 кБ]
 
 
   130.0.0.0130.0.0.0

vvy

втянувшийся

vedmedj> Теплоход с аналогичным названием был у Главрыбы НКПП. Причем, из запроса о присвоении позывных следует, что это судно новой постройки.
Вообще ряд странных совпадений: и там и там теплоход, и там и там "Дон", и там и там практически одинаковый тоннаж.
По Ллойду надо посмотреть подробнее, но до войны, вроде бы, новый позывной (с 1.1.34) у "Дона"/"Айсфогеля" в Ллойдах отсутствует. Хотя старый (WBCK) и в Ллойдах, и в РК1934 есть (в РК1935-36 этого "Дона" нет). Завтра уточню, так ли это.
   130.0.0.0130.0.0.0

vedmedj

втянувшийся

vvy> Вообще ряд странных совпадений: и там и там теплоход, и там и там "Дон", и там и там практически одинаковый тоннаж.

Именно.
Если предположить, что в старый корпус установили новые механизмы, то будет ли это судно считаться новостроем? К тому же, этому «Дону» присвоен позывной UTMO. Тогда, как рефрижератору «Дон» в 34-ом уже были присвоены новые позывные – ХПФЕ/UOTF.

vvy> По Ллойду надо посмотреть подробнее, но до войны, вроде бы, новый позывной (с 1.1.34) у "Дона"/"Айсфогеля" в Ллойдах отсутствует. Хотя старый (WBCK) и в Ллойдах, и в РК1934 есть (в РК1935-36 этого "Дона" нет). Завтра уточню, так ли это.

Да, в РК 34-го года у «Дона» позывные ЧБГЛ/WBCK.
Ни в РК 35-36, ни в РК 38-39, ни в справочнике Наркомвода 36-го года этого судна нет. В НКМФовском 39-го, вроде бы, тоже.
В предвоенных регистровых книгах Ллойда позывные «Дона» действительно не указаны. А вот, например, в РК 59-60 – приведены.
Прикреплённые файлы:
1960.jpg (скачать) [1435x1688, 308 кБ]
 
 
   130.0.0.0130.0.0.0
+
-
edit
 

vedmedj

втянувшийся

Кстати, в РК 31-32 наличие двигателя у «Дона» указано, а в РК 34 – нет.
   130.0.0.0130.0.0.0

vvy

втянувшийся

vedmedj> Кстати, в РК 31-32 наличие двигателя у «Дона» указано, а в РК 34 – нет.

С механизмами "Дона" тоже странно. В 1924 г. он получил новые дизели фирмы Großmotoren Werke Hamburg Mannheim. Неужели за 8 лет убили немецкие моторы?

Когда мы первый раз обсуждали эту тему, Вы написали: "В послевоенных документах НКРП СССР есть сведения о гибели во время войны двух теплоходов Главазчеррыбпрома - "Дон" и "Ястреб", с одинаковыми мощностью и дедвейтом." Уже не вспомню, отметил ли я тогда, но "Ястреб" - это бывший пограничный крейсер и он уж точно не однотипен "Дону", но также 2-винтовый. Хотя, теоретически рассуждая, при их ремонте м.б. установлены дизели одной марки. Есть данные, что на "Ястреб" поставили дизели Р-4-30 (не знаю, что это - поиск в интернетах такую марку не выявил). Что было не "Дону" мне не известно.
   130.0.0.0130.0.0.0
Это сообщение редактировалось 11.11.2024 в 06:09

Mitry

аксакал
★★
Пароходы СССР и не только - часть 1 упс курсограф флот
Уважаемые коллеги, разбираюсь с рыболовными НИС 30-х годов на Каспии, нужна помощь...))
В период 1930-1933 гг функционировала Всекаспийская научная рыбохозяйственная экспедиция в которой было задействовано порядка полутора десятка судов с научными функциями (рыбхозстанции в Астрахани и Баку, Убеко, АН... Гидромет..), не считая рыбопромысловых, ведущих попутные изыскания.
Так вот, в эти годы Волго-Каспийская рыбохозяйственная станция (сейчас это КаспНИРХ - ВНИРО, а тогда станция непрерывно меняла имена...) пополнилась научным судном "КРАСНЫЙ КАСПИЙ", о котором я не смог найти данные ни в одном справочнике, хотя его имя фигурирует во многих каспийских научных отчетах (без ТТД), в основном довоенных,... Но похоже, что работало до начала 70-х...
Например из отчетов и публикаций тех лет, где упоминается это судно:
"...К осенней путине 1931 года Станция располагала уже 10-ю плавучими единицами, в том числе большим, специально оборудованным, с траловым снаряжением, морским моторным судном «КРАСНЫЙ КАСПИЙ»..."
"...Только в последнее время (1932 г.) была налажена массовая промразведка, которая была усилена судном каспийской экспедиции—теплоходом „Красный Каспий", имевшим двухстороннюю радио-станцию..."
"...Экспедиция Волго-Каспийской рыбохозяйственной станции ВНИРО (Астрахань), 1934 г., Северный и Средний Каспий , 15.06-12.07.1934..."
"...Океанографическая съемка Каспия (Бруевич), ВНИРО, лето-осень 1934 г. Северный и Средний Каспий 22.08-18.09.1934..."
"...Океанографические работы Азербайджанской научно-промысловой и рыбохозяйственной станции ВНИРО (Баку) в средней и южной частях моря, 18.04-12.06.1935; 16.07-14.08.1935; 27.08-28.10.1935..."

Я уже было отложил этго судно в "долгий ящик", но недавно наткнулся на его упоминание в сочинениях Соколова-Микитина - прямо рассказ "Красный Каспий" и упоминание в мемуарах капитана Калинина..., которые дали некоторые детали - возможные основания для дальнейших изысканий...)
Ниже выкладываю скрины соответствующих страниц и ссылки. А также единственное найденное фото судна с этим именем (не уверен, что это искомое).

Может у кого из коллег есть необходимая информация или рекомендации по поиску?
И да, это скорее всего не пароход, а теплоход... Тем не менее....))

Калинин Вадим Сергеевич. Дальними фарватерами

Дальними фарватерами. Калининград 2000 год 1. От Баланды до Калининска. 3. Астрахань. 4. Калининград. 5. Мамонов. //  samlib.ru
 
Прикреплённые файлы:
калинин.jpg (скачать) [1499x655, 316 кБ]
 
соколов.jpg (скачать) [477x927, 226 кБ]
 
 
   132.0132.0
+
+1
-
edit
 

vedmedj

втянувшийся

vvy> С механизмами "Дона" тоже странно. В 1924 г. он получил новые дизели фирмы Großmotoren Werke Hamburg Mannheim. Неужели за 8 лет убили немецкие моторы?

Да, видимо, не за восемь, а за последние год-два.
Из материалов проверяющей комиссии следует, что машинная команда имела неудовлетворительную квалификацию, а также имела проблемы с дисциплиной. По итогу, старший механик был снят с должности.


vvy> Когда мы первый раз обсуждали эту тему, Вы написали: "В послевоенных документах НКРП СССР есть сведения о гибели во время войны двух теплоходов Главазчеррыбпрома - "Дон" и "Ястреб", с одинаковыми мощностью и дедвейтом."

Да, такие сведения есть, но они сейчас не под рукой. Посмотрю попозже.
Только, вероятно, Рыбпромовский «Дон» окончательно погиб не в 41-ом.
 
   130.0.0.0130.0.0.0
+
+1
-
edit
 

vedmedj

втянувшийся

Mitry> Уважаемые коллеги, разбираюсь с рыболовными НИС 30-х годов на Каспии, нужна помощь...))

Относятся ли все, приведенные ниже, материалы к интересующему Вас судну - не могу не подтвердить, не опровергнуть.
Прикреплённые файлы:
IMG_1791.JPG (скачать) [1500x171, 33 кБ]
 
r 2434 op 1.jpeg (скачать) [1023x724, 135 кБ]
 
r 2434 op 1-2.jpeg (скачать) [1263x723, 153 кБ]
 
 
   130.0.0.0130.0.0.0
+
+1
-
edit
 

vedmedj

втянувшийся

Mitry> Уважаемые коллеги, разбираюсь с рыболовными НИС 30-х годов на Каспии, нужна помощь...))

2.
Прикреплённые файлы:
pm000001802.jpeg (скачать) [1030x674, 310 кБ]
 
 
   130.0.0.0130.0.0.0
11.11.2024 15:23, Mitry: +1: Да, скорее всего это именно он! Спасибо большое!

vedmedj

втянувшийся

vvy> Когда мы первый раз обсуждали эту тему

Да, на «Цусиме», несколько лет назад. Нашел у себя скрин страницы. Вы там упомянули, что в сентябре 33-го по распоряжению Янсона «Дон» был передан Азчергосрыбтресту. Можете разъяснить, какого рода эти сведения – документы, периодика, интернет?

И по «Ястребу», хотя бы кратко, что за судно?
   130.0.0.0130.0.0.0
DE Don Pedro #11.11.2024 15:12
+
-
edit
 

Don Pedro

опытный

SS Stratheden 1882.
Пароход интересен своим уникальным винторулевым комплексом.

"Построен с запатентованным Якобом Иоахимом Кунштедтером дополнительным винтом на руле (для повышения маневренности). Патентованный винт Кунштедтера, как известно, впоследствии не устанавливался на других кораблях, поэтому предполагается, что он был неудовлетворительным. Нет сообщений о том, был ли он снят со STRATHEDEN в течение его короткой жизни." ©
Прикреплённые файлы:
 
   128.0128.0

в начало страницы | новое
 
Поиск
Поддержка
Поддержи форум!
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru