[image]

Пароходы СССР и не только - часть 2

 

vvy

втянувшийся

Mitry> К лету 1932 года из Мурманска для Экспедиции планировалась переброска 2-х траулеров («ПИКША» и «СКАТ»), которые предположительно должны работать с тралами и дрифтерыми порядками [Тезисы…, 1932].
А эти РТ тоже использовались как НИСы?
   130.0.0.0130.0.0.0

Mitry

аксакал
★★
vvy> Это возможно лишь в случае, если станции имели свои самостоятельные финансовые балансы, на которые суда могли быть поставлены с их балансовыми стоимостями. ...
Эти станции то имели свой баланс, то их самих отправляли отправляли на баланс Трестов...
Та же Астраханская еще когда была Ихтиологической лабораторией и строила "Почин", то этот вопрос я так и не сумел прояснить "...В начале апреля 1910 г. был готов контракт от Департамента Земледелия Мин.гос.имуществ для Ихтиологической лаборатории Управления рыбными и тюленьими промыслами, г. Астрахань..." Нигде прямо не говорилось о его собственности... Единственно - в 20-х годах упоминалось что он "перешел в собственность Облрыбы...", но потом опять в текстах звучало, что он "принадлежит Станции"... В таком ключе написаны и документы, касающиеся строительства "Красного Каспия"... Однако учтите, архивные документы, которые мне приходится смотреть являются в основном научными отчетами и докладами. Они весьма достоверны (ученые в таких документах чрезвычайно педантичны), но в них отсутствуют многие хозяйственные и финансовые нюансы....
   132.0132.0

Mitry

аксакал
★★
Mitry>> К лету 1932 года из Мурманска для Экспедиции планировалась переброска 2-х траулеров («ПИКША» и «СКАТ»), которые предположительно должны работать с тралами и дрифтерыми порядками [Тезисы…, 1932].
vvy> А эти РТ тоже использовались как НИСы?
"ПИКША" точно использовалась как научно-рыболовное, т.е. НИС (выполнение океанологических и притраловых станций, океанографическая съемка) с возможностью работы промышленным тралом в период с 1932 и вероятно до 1934 г. Потом эпизодически, совмещая с промыслом. "СКАТ" пока в отчетах и статьях не встречал. Похоже они не прижились как траулеры (еще не разобрался) и дальше их как буксиры использовали для танкерных контор...
   132.0132.0

vvy

втянувшийся

Mitry> Эти станции то имели свой баланс, то их самих отправляли отправляли на баланс Трестов...
Mitry> Та же Астраханская еще когда была Ихтиологической лабораторией и строила "Почин", то этот вопрос я так и не сумел прояснить

Неясности и неопределенности - обычная история. Долг исследователя в этом разобраться. Чем, собственно говоря, мы тут и занимаемся.
   130.0.0.0130.0.0.0

vvy

втянувшийся

Mitry> "ПИКША" точно использовалась как научно-рыболовное, т.е. НИС (выполнение океанологических и притраловых станций, океанографическая съемка) с возможностью работы промышленным тралом в период с 1932 и вероятно до 1934 г. Потом эпизодически, совмещая с промыслом. "СКАТ" пока в отчетах и статьях не встречал. Похоже они не прижились как траулеры (еще не разобрался) и дальше их как буксиры использовали для танкерных контор...

Насколько я понял, эти бывшие тральщики и перегоняли на Каспий для исследовательских целей. Впоследствии, да - они использовались как буксиры. То ли оказались малопригодными для Каспия, то ли еще что-то...
   130.0.0.0130.0.0.0

Mitry

аксакал
★★
vvy> "В.К. Госрыбтрест" - это изначально сетьзаг "Индигирка" постройки Нижегородского теплохода. 29 мая 1924 г. передан по акту представителям ВК Госрыбтреста (судя по всему, передача произведена в Кронштадте). ...
А как же запись в архиве:
Фонд Р-562, Опись 3, Ед.Хр.275
Заголовок дела
Обстоятельный список личного состава минного заградителя ''Индигирка''.
Начальная дата
1920
Конечная дата
0

Фонд Р-562, ШТАБ КАСПИЙСКОЙ ВОЕННОЙ ФЛОТИЛИИ г.БАКУ (1918-?)
   132.0132.0

Mitry

аксакал
★★
vvy>> "В.К. Госрыбтрест" - это изначально сетьзаг "Индигирка" постройки Нижегородского теплохода. 29 мая 1924 г. передан по акту представителям ВК Госрыбтреста (судя по всему, передача произведена в Кронштадте). ...
Вот наткнулся сейчас:
"...Построен на заводе «Нижегородский теплоход» по образцу «Припяти/Демосфена». Спущен в 09.1917 г. Вст. в стр. 1.02.1919 г. в качестве канонерской лодки Волжской военной флотилии. С 5.07.1920 г. в составе Каспийской флотилии. С 24.05.1921 г. тральщик Б.Ф. «Лейтенант Шмидт». С 3.10.1923 г. буксир Госрыбпрома..."

Военная энциклопедия. СЕТЕВОЙ ЗАГРАДИТЕЛЬ ТИП "ДЕМОСФЕН"

Военная энциклопедия. СЕТЕВОЙ ЗАГРАДИТЕЛЬ ТИП 'ДЕМОСФЕН' - техника и технологии на find-info.ru //  find-info.ru
 

Насколько это достоверно, не можете сказать?
   132.0132.0

vedmedj

втянувшийся

Mitry> В 1932 году теплоход «ПОЧИН» был переименован в «КИСЕЛЕВИЧ».

Как бы, да… Но…
Вроде, я этот приказ СТФ на «Кораблях» в свое время выкладывал. Только не помню, фотокопию или в виде текста. В подлиннике этот пункт вычеркнут при подписании. Судя по всему, Резенталем.
Прикреплённые файлы:
1932-12-20 (№ 27).jpg (скачать) [1000x922, 97 кБ]
 
 
   130.0.0.0130.0.0.0

vvy

втянувшийся

Mitry> Насколько это достоверно, не можете сказать?

Это взято из известного справочника Бережного (1917-27), стр. 365. "Индигирка" побывала на Волге, а потом перешла на Балтику. 31 мая 1922 г. исключена из состава МСБМ как подлежащая сдаче на хранение Кронвоенпорту. 3.10.1923 г. - это дата приказа Наркомата по морским делам, которым предписывалось передать ее Наркомату продовольствия. Когда была передана фактически - я написал ранее.
Это к вопросу о достоверности. Нужно иметь ввиду, что в основу справочника Бережного легла картотека РГАВМФ (тогда еще ЦГАВМФ), которую составляли женщины-сотрудницы архива. Образование у них у всех, естественно, гуманитарное. С интерпретацией исторических документов, касающихся военно-морских дел, у них были (и есть) больши-и-и-е проблемы. В общем, при пользовании справочником 1917-27 гг. нужна осторожность и еще раз осторожность.
   130.0.0.0130.0.0.0
Это сообщение редактировалось 14.11.2024 в 12:34

vvy

втянувшийся

vedmedj> Как бы, да… Но…

Сейчас оформляю справку на азовский пх "Сухум" (быв. "Нагенмор"). Осенью 1935 г. предполагалось его удлинение на 15 м. Не знаете ли, было это сделано? Что известно о судьбе этого парохода?
   130.0.0.0130.0.0.0

Mitry

аксакал
★★
vedmedj>> Как бы, да… Но…
vvy> Сейчас оформляю справку на азовский пх "Сухум" (быв. "Нагенмор"). Осенью 1935 г. предполагалось его удлинение на 15 м. Не знаете ли, было это сделано? Что известно о судьбе этого парохода?

Все, что у меня есть:

"... Бывший румынский железный колесный однопалубный двухмачтовый буксирно-пассажирский пароход «FRATELLI B. MENDL». Владелец – румынская компания «Fratelli B. Mendl» (Braila). Затем работал на р. Дунай. 1911 г. фирма сменила флаг на австрийский и прописку на Тriest. В ходе Первой мировой войны 18.09.1915 г. захвачен у румынского Браила русским военным судном и уведен в Рени как военный приз. Оценен в 81563 руб.
С 15.03.1916 г. пароход включен в составе ЭОН [Черников, 1999] в помощь Сербии на Дунае с базированием в Измаиле. Приказом НМШ ВГК № 212 от 22.04.1917 г. ЭОН стала Дунайской транспортной флотилией и подчинена непосредственно командующему Черноморским флотом. С 14.07.1917 г. как посыльное судно «НАГЕНМОР» в Дунайской военной флотилии. С середины января 1918 г. под контролем советской власти. В начале февраля 1918 г. оставлен при уходе русских войск в низовьях Дуная и взят румынами. К концу марта 1918 г. конфискован австро-венграми и к сентябрю 1918 г. стоял в Одессе. С 27.11.1918 г. под контролем англо-французских интервентов был в отстое - данных об участии в гражданской войне нет. При взятии Одессы частями РККА 08.02.1920 г. был в порту и передан после национализации Черномортрану НКПС, также в отстое.
С 05.08.1921 г. именуется как «СУХУМ». В середине марта 1922 г., стоя в ремонте в Одессе, сдан в Черноморо-Азовский округ морских сообщений НКПС. С 13.06.1922 г. как буксирно-пассажирский пароход в Черноморо-Азовском Госморпароходстве Центрального правления Госторгфлота, также в ремонте. После выхода из ремонта, до конца года сделал один рейс в Николаев и два в Херсон. Вернувшись из рейса, в декабре 1922 г. поднят на эллинг в Одессе с целью ремонта подводной части. Стоимость на 1923 г. составила 24450 руб.
С 1925 г. в аренде у Азово-Черноморской научно-промысловой экспедиции Главрыбы под руководством профессора Н.М. Книповича для изучения запасов рыбы в Чёрном и Азовском морях, в пределах 50-мильной зоны от Одессы до Батума.
В 1925 г. пароход «СУХУМ» два с половиной месяца находился в распоряжении экспедиции. Выполнено 192 станции (не считая промежуточных). Рейсов было 5, в том числе 2 в Азовском море (21 июня – 1 июля и 16–22 августа) и 3 в Чёрном (6–18 июля, 25 июля – 12 августа и 26–30 августа). В 1926 г. «СУХУМ» работал 2 месяца, частично совместно со шхуной «Н. ДАНИЛЕВСКИЙ». Число станций, выполненных пароходом «СУХУМ», равнялось 143 (не считая промежуточных), число станций шхуны 15. Число рейсов – 4, 2 в Азовском море (9–16 июня и 15–16 августа с дополнительными станциями шхуны 19–22 августа) и 2 в Чёрном (19–26 июня и 14 июля – 12 августа) [Книпович, 1932].
Второй азовский рейс, связанный со сдачей парохода в Ростове, был выполнен вместе со шхуной «Н. ДАНИЛЕВСКИЙ», которая после сдачи парохода произвела 19—22/VIII ряд дополнительных работ. Работы «СУХУМА» в 1926 г. были произведены на 143 станциях со 126 гидрологическими сериями и 949 отдельными биологическими работами. Дополнительные работы шхуны были произведены на 15 станциях с 13 гидрологическими сериями и 50 отдельными биологическими работами. Кроме того, во время второго черноморского рейса был взят ряд бактериологических проб. Работы «СУХУМА» в 1926 г. охватили Азовское море и полосу вдоль берегов Чёрного от района несколько южнее Туапсе до Одессы с рядом станций в лиманах Днепровском и Бугском и бухтах и заливах (Тендровский, Егорлыцкий, Джарылгатская и др.) [Книпович, 1927].
С 13.01.1927 г. у АО «Совторгфлот» - ЧГК. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 13.02.1930 г. у Черноморского управления Всесоюзного объединения «Совторгфлот» и в отстое из-за плохого технического состояния. 30.01.1931 г. подчинен в составе Азовской конторы Черноморского управления В/О «Морфлот» Наркомводу. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 15.03.1934 г. подчинен Цуморфлоту. После капитального ремонта в том же году сдан Азовскому госморпароходству (АГМП).
В 1935 г. участвовал в гидрологической экспедиции на Азовском море. На 1936 г. приписан к Одессе. К 1939 г. в отстое. 09.04.1939 г. подчинен НКМФ и был в Ростове-на-Дону. В ходе Великой Отечественной войны, вероятно, 21.11.1941 г. взят в порту немецкими войсками или уничтожен при отходе частей РККА. Данных о подъеме позднее нет..."

Если у Вас есть замечания - поправьте пожалуйста...)
   132.0132.0

vvy

втянувшийся

Mitry> Если у Вас есть замечания - поправьте пожалуйста...)

Спасибо, но моя просьба была адресована Ведмедю :). Когда закончу справку, выложу ее тут.
   130.0.0.0130.0.0.0

Mitry

аксакал
★★
Вот статья из РХ№3 (июль-сентябрь) за 1933 г. Там о судах в Конторе активного лова Азрыбтреста - упоминаются траулеры "ПИКША", "СКАТ" и "ГОСРЫБТРЕСТ" и НЕ упоминается "КРАСНЫЙ КАСПИЙ"...
И еще - там упоминается о "перевооружении топок" "ПИКШИ" и "СКАТА"; не значит ли это о переходе на жидкое топливо?
Прикреплённые файлы:
IMG-20241114-WA0001-.jpg (скачать) [800x1170, 477 кБ]
 
 
   132.0132.0

vedmedj

втянувшийся

vvy> Сейчас оформляю справку на азовский пх "Сухум" (быв. "Нагенмор"). Осенью 1935 г. предполагалось его удлинение на 15 м. Не знаете ли, было это сделано? Что известно о судьбе этого парохода?

Ничем не порадую.
Как оказалось, у меня на этот пароход до сего дня даже «личное дело» пока еще не было заведено. Причем, не понятно к какому типу его причислить. В списке ГОСЧАП’а «Сухум» указан как буксир 1893 года постройки. На 26-ой год – букс.-пассажирский 1892 года постройки. При присвоении позывных – б/к, порт приписки – Одесса. На 1 января 34-го числился в составе Азовского Управления «Морфлота» внутреннего плавания как товаро-пассажирский пароход. В справочнике Наркомвода 36-го года тоже товаро-пассажирский Азовского пароходства, но опять же с припиской к Одессе. В Одессе было морское агентство Азовского пароходства, на балансе которого могло быть это судно?
По поводу намерения удлинить – ничего не могу сказать.
   130.0.0.0130.0.0.0

vedmedj

втянувшийся

Mitry> "... Бывший румынский железный колесный однопалубный двухмачтовый буксирно-пассажирский пароход «FRATELLI B. MENDL».

Если это первоначальное наименование, то очевидно пароход был построен в 1894 (по немецким данным) году на верфи Howaldtswerke в Киле. Заводской № 290.
   130.0.0.0130.0.0.0

vedmedj

втянувшийся

Mitry> С 13.01.1927 г. у АО «Совторгфлот» - ЧГК. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 13.02.1930 г. у Черноморского управления Всесоюзного объединения «Совторгфлот» и в отстое из-за плохого технического состояния. 30.01.1931 г. подчинен в составе Азовской конторы Черноморского управления В/О «Морфлот» Наркомводу. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 15.03.1934 г. подчинен Цуморфлоту.
Mitry> 09.04.1939 г. подчинен НКМФ

Эти формулировки от Лапшина что ли?
   130.0.0.0130.0.0.0

vvy

втянувшийся

vedmedj> В Одессе было морское агентство Азовского пароходства, на балансе которого могло быть это судно?

Ну да, ну да...
   130.0.0.0130.0.0.0

vedmedj

втянувшийся

vvy> Ну да, ну да...

Теперь понятно, спасибо.
   130.0.0.0130.0.0.0

Mitry

аксакал
★★
vedmedj> Эти формулировки от Лапшина что ли?
Да, из его справочника...
1925-1926, 1935 гг. - про научные экспедиции - это из экспедиционных отчетов, мои выборки
   132.0132.0

vedmedj

втянувшийся

Mitry> Да, из его справочника...

Эти даты и распорядительные акты относятся к реорганизациям органов управления водным транспортом. Сведений по конкретным плавсредствам в них нет.

Mitry> 30.01.1931 г. подчинен в составе Азовской конторы Черноморского управления В/О «Морфлот» Наркомводу.

А здесь автор текста, похоже, навел тень на плетень.
   130.0.0.0130.0.0.0

vedmedj

втянувшийся

Mitry>> К лету 1932 года из Мурманска для Экспедиции планировалась переброска 2-х траулеров («ПИКША» и «СКАТ»), которые предположительно должны работать с тралами и дрифтерыми порядками [Тезисы…, 1932].
vvy> А эти РТ тоже использовались как НИСы?

Удалось ли установить факт передачи/не передачи Главрыбой траулеров «Скат» и «Пикша» Каспийскому сухогрузному пароходству в 38-ом году?
Прикреплённые файлы:
 
   130.0.0.0130.0.0.0

Mitry

аксакал
★★
vedmedj> Удалось ли установить факт передачи/не передачи Главрыбой траулеров «Скат» и «Пикша» Каспийскому сухогрузному пароходству в 38-ом году?
А меня недавно, когда искал это фото, забанили на форуме речных путешественников... Я там не был несколько лет и когда недавно попробовал повторно зарегистрироваться, меня зарегистрировали и через пару дней выперли, я даже не успел ничего посмотреть...
Прикреплённые файлы:
удаление.jpg (скачать) [1384x398, 72 кБ]
 
 
   115.0115.0

vvy

втянувшийся

vvy> Когда закончу справку, выложу ее тут.

Предварительно пока так:



НАГЕНМОРЪ (пароход, посыльное судно)

Тип: речной буксирный пароход
Корпус: стальной плоскодонный, 1 палуба, одинарное дно, 4 поперечные переборки
Водоизмещение: 420 т
Вместимость: 98/281 рт
Дедвейт: 117 т
Размерения: 42,00(рг)/43,68(нб) х 7,01/14.24 х (3,26) 2,13 м
Механизмы: 1 наклонная 3-цилиндровая паровая машина тройного расширения, 2 цилиндрических паровых котла (8,0 атм), 2 колеса
Изготовитель механизмов: Howaldtswerke, Киль/Германия
Мощность: 98/600 л.с. при 30 об/мин
Скорость хода: 10,0 уз
Запас топлива: 72 т угля
Дальность плавания: 1600 миль при 7,5 уз
Комплектация:
Место постройки: Howaldtswerke, Киль/Германия (зав. №290)
Дата закладки:
Дата спуска на воду: 1894 г.
Дата сдачи заказчику: 28 июля/9 августа 1894 г.

1894 FRATELLI B. MENDL – Fratelli B. Mendl, Браила/Румыния
1911 FRATELLI B. MENDL – Fratelli B. Mendl, Триест/Австро-Венгрия (HJLR)

Эксплуатировался на Дунае. 5/18 сентября 1915 г. задержан в период Первой мировой войны в Браиле румынским властями ввиду нарушения нейтралитета. 29 января/10 февраля 1916 г. признан законным военным призом решением Севастопольского призового суда. 28 февраля/12 марта 1916 г. передан в Рени Морскому ведомству Российской Империи. 2/15 марта 1916 г. включен в состав дунайской Экспедиции особого назначения как пароход НАГЕНМОРЪ. 4/17 марта 1917 г. вошел в состав флота Российской Республики в связи с победой Февральской буржуазной революции. 22 апреля/5 мая 1917 г. вошел в состав Дунайской транспортной флотилии. 14/27 июля 1917 г. переклассифицирован в посыльное судно. 30 июля/12 августа 1917 г. включен в состав Дунайской речной флотилии. 3/16 декабря 1917 г. вошел в состав флота Украинской Народной Республики, провозглашенной после свержения Временного правительства. 14/27 января 1918 г. вошел в состав Красного флота Одесской Советской Республики после установления советской власти в Одессе. 13 марта 1918 г. захвачен в Одессе австро-венгерскими войсками. 12 декабря 1918 г. захвачен в период Гражданской войны в Одессе войсками Директории Украинской Народной Республики, 18 декабря 1918 г. – французскими интервентами, 6 апреля 1919 г. – частями РККА (атамана Н.Ф. Григорьева), а 23 августа 1919 г. – восставшим антисоветским подпольем и морским десантом частей Вооруженных сил юга России. Затем вошел в состав Флота Черного моря, но фактически не использовался. 8 февраля 1920 г. захвачен в Одессе частями РККА и затем передан Наркомату путей сообщения.

1920 НАГЕНМОР Управление морским транспортом Черного моря, Одесса/УССР (рег. №69/ЧБОХ*)
1921 НАГЕНМОР Черноморский округ путей сообщения, Одесса/УССР (рег. №69/ЧБОХ*)
1922 СУХУМ Черноморско-Азовский округ морских путей сообщения, Одесса/УССР (рег. №69/ЧБОХ*)
1922 СУХУМ Государственное Черноморско-Азовское пароходство, Одесса/УССР, СССР (рег. №69/ЧБОХ*))
1925 СУХУМ Черноморско-Азовская главная контора АО "Совторгфлот", Одесса/СССР (рег. №69/ ЧБОХ*)
1927 СУХУМ Азовская главная контора АО "Совторгфлот", Одесса/СССР (рег. №69/ЧБОХ*)
1930 СУХУМ Управление ВО "Совторгфлот" на Азовском море, Одесса/СССР (рег. №69/ ЧБОХ*)
1932 СУХУМ Азовское управление ВО "Морфлот", Одесса/СССР (рег. №69/ЧБОХ*)
1934 СУХУМ Азовское управление морского флота, Одесса/СССР (рег. №69/UOQT)
1935 СУХУМ Азовское государственное морское пароходство, Одесса/СССР (рег. №69/UOQT)
1937 СУХУМИ Азовское государственное морское пароходство, Одесса/СССР (рег. №69/UOQT)

С 1940 г. использовался как баржа из-за неисправности механизмов.



П.С. Не нашел международного позывного до 1934 г., поэтому использовал национальный (помечен звездочкой - *).
   130.0.0.0130.0.0.0

vvy

втянувшийся

vedmedj> Удалось ли установить факт передачи/не передачи Главрыбой траулеров «Скат» и «Пикша» Каспийскому сухогрузному пароходству в 38-ом году?

Разве в 1938-м? Я думал, что после войны.
   130.0.0.0130.0.0.0

vvy

втянувшийся

Mitry> Вот статья из РХ№3 (июль-сентябрь) за 1933 г.
Как расшифровывается КНИРМ известно?
   130.0.0.0130.0.0.0

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru