Здравствуйте. уважаемый Zeus.
Д.Ж.>>Для этого [посадки] УВТ желателен. Как полагаете?Zeus>Полагаю. Но Суховцы накопили приличный опыт сложного управления и без УВТ, так что пытаются проработать и этот вариант. Все же УВТ - это деньги и килограммы
Ну почему и Вы лишь о деньгах и кг? Это кг и сложность, не деньги лишь, а цена сложности: иногда невыполненные задачи, иногда жизни.
И я писал об F-22, а не о Су для индийцев. Применение поворотных створок сопел F-22 мне понятнее. По сути, тот же ковш реверса, но для большего числа применений. Да ещё и сопряжение фюзеляжа с соплом и оперением улучшается, малозаметность.
Су-30МКИ отдельно. Там для меня всё непросто и ещё менее понятно. Но всё же кажется очевидным полезность струйного управления именно на посадке — одном из наиболее сложных манёвров самолёта.
Д.Ж.>>Моя догадка именно в том, что на малых скоростях нужно «больше рулей», там работает оперение совместно со струйным управлением. На сверхзвуке, конечно, плечо оперения уменьшается, но горизонтальное оперение F-22 очень велико и вынесено дальше назад, чем сопла, да и взаимодействует со скосом потока от крыла.Zeus>Ну, скос тут по большому счету ни при чем.
Скос должен увеличить подъёмную силу горизонтального оперения. Оно ведь там выполняет роль тандемного крыла в крейсерском полёте.
Zeus>Проблема также не в плече - оно может меняться очень мало. Фокус, вообще говоря - это не точка приложения аэродинамической силы, это совершенно абстрактное понятие. Проблема сама в потребных моментах. А они в первом приближении зависят от расстояния между ЦМ и фокусом. Было оно 1 м, стало на сверхзвуке 2 м - потребный момент возрос вдвое, хотя плечо при этом могло измениться лишь на несколько процентов.
На малой скорости ЦМ позади фокуса. Потребный момент велик, скоростной напор мал, плечо мало, оперение работает как стабилизатор совместно с УВТ. Угли перекладки ГО наибольшие.
На дозвуке ЦМ позади фокуса, но фокус смещается к нему. Потребный момент велик, скоростной напор возрос, плечо мало, оперение создаёт подъёмную силу, есть опасность срыва на нём. Скос и ускорение потока за-под крылом помогает созданию подъёмной силы ГО. УВТ теряет значение.
На сверхзвуке фокус смещается к ЦМ, компоновка меняется, становится нейтральной или даже традиционной. ГО перестаёт быть крылом, становится стабилизатором, работает намного лучше для равновесия, скоростной напор тоже растёт. Работают наплывы и фюзеляж. Оконечности консолей, с их круткой и малой площадью, оказываются бесполезными. Фокус может даже вперёд сместиться снова.
Видно, если верно рассуждаю, что УВТ очень нужен именно на малых скоростях. Там же он и наиболее способен.
Zeus>Насколько велико и вынесено оперение - диктует конструкция и условия применения. Как правило, у истребителей оперение просчитывается по режиму предельного виража - т.е. по созданию максимальной перегрузки на рассчетной скорости.
Вот это…
Zeus>У статически неустойчивых самолетов рассчетным режимом может быть создание достаточного пикирующего момента на малых скоростях и больших углах атаки.
…и это…
Zeus>Больше нужного никто возить не будет.
…утверждения слегка противоречивы. ГО неустойчивых самолётов — это крыло, создающее подъёмную силу. Потому оно не должно быть малым, может быть даже избыточным, так как тут и прочность тоже важна. Маленькое тоненькое крылышко сложнее сделать прочным.
Потому ГО F-22 весьма, как кажется, велико.
Zeus>Для второго случая у F-22 есть УВТ, ну а коли есть, грех его не использовать в рассчетном режиме - создании максимальной перегрузки. Можно даже оперение уменьшить, если надежность и скорость реакции УВТ достаточна.
Скорость, вроде, достаточна. УВТ перемещается в совместно с ГО, но вот углы несопоставимы. Разве что на очень больших углах атаки можно, скажем, ещё и благоприятное донное давление получить. Но большие углы = малые скорости. Даже если створки отклоняются, они малодейственны для создания момента.
Д.Ж.>>Подозреваю также, что на сверхзвуке створки сопла должны быть открыты очень широко и попросту почти не будет возможности их ещё куда-то отклонить.Zeus>А вот это интересно. Запас наверняка должен уменьшиться, но выберется ли он весь? Створки у него, кажется, на 10 градусов отклоняются, а это много для создания расширяющегося канала.
Полагаю это положение для форсажа на сверхзвуке.
Дмитрий Журко