- подавление системы противовоздушной обороны (как говорят в США, задача первого дня войны);
- нанесение ударов по целям, прикрытым сильной ПВО.
В обоих случаях планируется использовать беспилотники для немедленных действий на удаленных ТВД (заданное время развертывания системы на любом аэродроме планеты - 32 часа, готовность к взлету после переброски - 75 минут).
По мере развития боевых БЛА и разработки концепции их применения спектр решаемых ими задач планируется расширить. Американские аналитики подчеркивают, что идеология боевого использования беспилотников, вытекающая из характера войн будущего, пока является неопределенной, а собственно технические проблемы создания UCAV представляются менее сложными. Считается, что испытания X-45 позволят решить эту проблему.
Кроме того, существенным разделом исследований будет выявление роли "человеческого фактора" в управлении боевыми беспилотниками, который станет ключевым при переходе от ударных задач к задачам чисто истребительным. Важно отметить, что UCAV - это не просто дистанционно пилотируемый самолет. Он будет наделен довольно мощным интеллектом, который позволит без вмешательства оператора решить многие задачи, такие, как распознавание целей, уклонение от атак, взаимодействие с другими ЛА, применение авиационных средств поражения, использующих информацию космической радионавигационной системы НАВСТАР. Отметим, что X-45B рассматривается его разработчиками как первый шаг к созданию автономных боевых беспилотных комплексов.
Ряд положений концепции использования боевых БЛА уже сформулирован (например, в статье Анатолия Ганноты, "НВО" # 3 за 2001 г.). Речь, в частности, идет о формировании единого для всей группировки своих сил и средств информационного пространства, в котором будут оптимально реализовываться сильные стороны каждого вида ВВТ. В этой связи отмечается, что основные технические проблемы создания UCAV лежат в плоскости бортового оборудования и искусственного интеллекта, а не в сфере проектирования собственно ЛА, которое базируется на уже существующих технологиях.
Эксперты утверждают, что по своим летным характеристикам беспилотник при прочих равных всегда будет превосходить пилотируемый самолет. Его маневренные качества не ограничиваются физиологией человека, отсутствие пилота существенно уменьшает массу и расширяет пространство компоновочных решений. Относительная малоразмерность боевых БЛА облегчает решение проблемы заметности. Немаловажно и то, что беспилотная авиация позволяет решить крайне болезненную для развитых стран проблему риска для жизни летчиков.
Наконец, важнейшее, по мнению западных экспертов, преимущество БЛА лежит в финансовой плоскости. В ВВС США считают, что при соизмеримой боевой эффективности ударный беспилотник будет вдвое дешевле F-16CJ (этот самолет сегодня является основным средством для решения задачи подавления ПВО) и втрое дешевле, чем JSF. Кроме того, разрабатываемый UCAV гораздо менее требователен к системе базирования и обслуживания. Например, в течение всего срока службы (10 лет) он будет храниться в аротранспортабельном контейнере.
[ слишком длинный топик - автонарезка ]