- Проиграв в прошлом году тендер на создание пилотируемого истребителя пятого поколения JSF компании Lockheed Martin, вы заявили, что теперь Boeing будет строить только беспилотные боевые самолеты. Означает ли это резкое изменение концепции ведения современной войны?
- Да, это так, но в подробности я вдаваться не буду. Скажу лишь, что роль беспилотных боевых самолетов постоянно будет возрастать. Просто потому, что применение таких машин в войне резко снизит человеческие потери. Мы полагаем, что сами платформы истребителей (то есть планер. - "Эксперт") постепенно будут терять свое значение. В то же время возрастет роль разного рода систем и оружия, которые на этих платформах находятся.
Еще один важный момент, который имеет отношение к вашему вопросу. Как вы знаете, сейчас мы будем выполнять роль интегратора по программе ПРО. Но одним этим дело не ограничится. Нами накоплен большой опыт в создании сложных сетевых систем, и правительство США доверило нам контракт на создание так называемой всемирной радиосистемы, системы ведения боевых действий. Суть ее в том, что все американские тактические системы (а их ровно тридцать) будут интегрированы в одно целое, что позволит повысить оперативность в принятии решений. Скажем, любой солдат сможет выйти на связь с президентом, если это будет необходимо.
- Большинство западных экспертов утверждают, что интерес корпорации Boeing к совместным с Россией проектам из-за кризиса постепенно будет угасать. Прежде всего это касается "Морского старта" и МКС. На рынке коммерческих космических запусков ваша компания сделала ставку на развитие и продвижение собственной ракеты Delta IV, а расходы на международные государственные программы, в том числе МКС, в последние годы резко сократились. Таким образом, получается, что особого смысла сотрудничать с Россией в области космоса нет.
- Эти эксперты абсолютно не правы. Программа "Морской старт" развивается очень динамично. Мы предполагаем, что по итогам года количество запусков с платформы увеличится до шести - это предел технических возможностей. Проект МКС почти завершен. Здесь мы предполагаем в дальнейшем вести работу только по поддержанию станции в рабочем состоянии, ее обслуживанию. Правда, насчет МКС есть еще одна идея - запустить уже готовый блок ФГБ-2 (ГКНПЦ имени Хруничева сделал этот агрегат на свои деньги на случай неудачного старта первого российского сегмента станции. - "Эксперт"), чтобы увеличить экипаж станции. Мы сейчас обсуждаем такую возможность с гендиректором "Росавиакосмоса" господином Коптевым. Но участие нашей компании в этом проекте будет зависеть от того, сможет ли Boeing вести успешный бизнес с российскими авиакомпаниями.
- Если перевести с дипломатического языка на общедоступный, вы заплатите России деньги за ФГБ-2, а наши власти в ответ должны отменить таможенные пошлины на самолеты Boeing. Так?
- Я не связываю эти вещи. Мы инвестировали значительные средства в российскую промышленность и надеемся, что Россия сделает шаг навстречу и инвестирует в Boeing.
- Но в любом случае все упирается в таможенные пошлины?
- Мы полагаем, что действующие в России таможенные пошлины на импортные самолеты (40%. - "Эксперт") в конечном счете уничтожат российские авиалинии. Boeing с пониманием относится к тому, что Россия защищает те секторы авиационного рынка, в которых присутствует ее продукция. Но если Россия не будет получать новые самолеты, удовлеторяющие новым экологическим требованиям, которые сейчас вводятся в Европе, тогда вашим авиакомпаниям не на чем будет летать. Авиапром от этого тоже не выиграет. В прошлом году Россия произвела лишь несколько единиц самолетов.
[ слишком длинный топик - автонарезка ]