"Основные системы «Зари»
В состав модуля входит 31 бортовая система, включающая около 3000 блоков, предназначенных для выполнения основных функций по управлению движением, управлению бортовым комплексом, обмену информацией между бортом и Землей, а также для выполнения задач в составе МКС.
Модуль «Заря» функционально разделен на служебный борт и станционный борт. Системы служебного борта установлены на унифицированной конструкции ПГО-1 и служат для обеспечения функционирования модуля на участке автономного полета и его сближения со Служебным модулем. Станционный борт включает в себя унифицированные для всех модулей 77-й серии служебные системы, обеспечивающие функционирование модуля в составе МКС, а также научное оборудование и доставляемые грузы. Служебные системы расположены в основном в ПГО-2.
В состав служебного борта «Зари» входят:
• система управления движением (СУД);
• двигательная установка (ДУ);
• система подачи и перекачки топлива (СПиПТ);
• система управления бортовым комплексом (СУБК);
• система внутреннего освещения (СВО);
• командно-измерительная система (КИС) «Компарус АЗ»;
• радиотелеметрическая система БР-9ЦУ-8;
• радиотелеметрическая система «Сириус-4»;
• система электроснабжения (СЭС);
• система обеспечения теплового режима (СОТР);
• система пожарообнаружения и пожаротушения (СПоПТ);
• активная радиотехническая система сближения и стыковки «Курс-А»;
• система измерений текущих навигационных параметров 38Гб (СИТНП). Системы станционного борта предназначены для обеспечения работы ФГБ в составе МКС. В состав станционного борта входят:
• система стыковки (СС);
• система интеграции и сопряжения (СИС);
• система обеспечения газового состава (СОГС);
• система телевидения (СТ);
• система телефонной связи (СТС);
• аппаратура сбора сообщений (АСС);
• бортовая вычислительная система (ВВС);
• оборудование телеоператорного режима управления (ТОРУ) сближением и причаливанием;
пассивная радиотехническая система сближения и стыковки «Курс-П».
Подсчитать нужно кислород, электроэнергию и, главное, воду – она необратимо испаряется из контура системы терморегулирования. Кислорода было достаточно; батарей, если выключить все «лишнее» – освещение, обогрев, датчики, а после использования двигателя и компьютер, – хватит приблизительно на 4 дня; но вода? Воды – при максимальной экономии на питье, системе обогрева – все равно не хватит на 5 часов. На память пришел «эксперимент Apollo 11», когда вернувшиеся с Луны астронавты оставили взлетную ступень LM на орбите с активным оборудованием, но специально выключенной системой водяного охлаждения. «Орел» перегрелся только через 8 часов
Banderas, 08.06.2004 02:09:35 :ЮК: вы зря смеетесь!
Ваши примеры, ничего не доказывают
Вы мне доходчиво объясните ,как осуществлялась терморегуляция в лунном модуле?
Закорецкий в своих рассуждениях, тоже прав.
Такое ощущение, астронавты все делали спокойно, никаких нервов.
Мухин, хоть вы над ним и смеетесь, приводит логические рассуждения, он отстаивает свою точку зрения, приводит факты из жизни
Вы же просто прицепились к "внешней изоляции", человек просто рассуждал, он предположил, что он должна быть, иначе в ЛМ должно быть, нечто вроде системы охлажения и подогрева(два в одном)
Внешняя теплоизоляция, должна быть!
Описание внешнего модуля "Звезда" МКС
Banderas, 08.06.2004 07:38:31 :
а здесь лишь упоминание о том ,что она эта система терморегулирования все таки была
Banderas, 08.06.2004 08:49:06 :В приведенной мною ссылке о нашей лунной программе
все, достаточно подробно описано
Я вижу, что во многих случаях ,вы уходите от ответа, часто делая доказательство удобным для вас
По -прежнему считаю рассуждения Закорецкого не лишенными смысла
а нахождение американцев на Луне столько времени, странным.
Бросать вам нужно это дело...
Закорецкий, 08.06.2004 09:14:18 :Почему так безалаберно и наплевательски отнесся руководитель полетов к использованию такого золотого времени? ("Времени-<Ч>", ради которого был затрачен труд тысяч конструкторов, инженеров и рабочих?) Какие еще "работы внутри модуля"? Кому они нужны?
Banderas, 08.06.2004 09:27:47 :ЮК, вы же утверждали, кстати, что "внешней теплоизоляции" нет не на Аполло, не на Союзе
В нашем ЛМ есть и система теплорегулирования и система теплоизоляции.
Она(теплоизоляция), там, должна быть,хотя чтобы уменьшить энергозатраты на охлаждение
Закорецкий, 08.06.2004 14:01:45 :Для Ю.К.: Кстати, так почему на панорамных снимках А-14 и А-17 длина теней (в т.ч. от ЛМ) не соответствует низкой высоте Солнца?
В свое время Вы мне пообещали, что ответите потом, так как свободного времени не хватает.
Я вижу, что для излития массы постингов в этом обсуждении времени у Вас очень даже хватило. Так можно надеяться на ответ насчет панорамных снимков А-14 и А-17?
Да, Мухин своим усердием превозмог даже свой рассудок
Ведь на "Союзе" ( GPN-2002-000155 - Soyuz Spacecraft in Orbit ) тоже "видно полнейшее отсутствие какой-либо наружной теплоизоляции". ("Аполлон" хотя бы полированный снаружи: Photo-as17-146-22273 )
Так что "Союзы" - тоже афера
http://vtol.boom.ru//limg.imgsmail.ru/r/speeddial.png [not image]@MAIL.RU: почта, поиск в интернете, новости, работа, развлечения. Почта @Mail.Ru — бесплатная почта №1
Национальная почтовая служба @Mail.ru — лучшая бесплатная почта. Доступ к почте через POP/SMTP, веб- и wap-интерфейс. Также на портале: поиск в интернете, авто, новости, спорт, музыка, работа, знакомства, анекдоты, открытки, погода
// vtol.boom.ru
Как известно, для лётных исследований "Турболёта", особенно решения главной проблемы - обеспечения его устойчивости и управляемости с помощью струйных рулей, действовавших посредством сжатого воздуха, отбираемого от компрессора ТРД, привлекли лётчика - испытателя Юрия Гарнаева. Он был единственным, кто пилотировал этот уникальный аппарат.
Следует отметить, что и первый отечественный экспериментальный самолёт вертикального взлёта и посадки Як-36, а затем и серийные Як-36М не появились бы без наших успешных исследований в ЛИИ.
Без рампы не мог ни стартовать, ни приземляться американский самолет вертикального
взлета и посадки Райан Х-13. Оснастили машину мощным ТРД, тяга которого превышала взлетный
вес Х-13.
Вместе с рампой машина принимала вертикальное положение, повисала на крюке, а стартуя,
отсоединялась от него. Посадка требовала от пилота ювелирной работы: нужно было плавно,
увеличивая угол атаки, затормозить Х-13, перевести его из горизонтального в вертикальное
положение, зацепиться крюком за трос, подвести машину к рампе и "состыковаться" с ней. На
висении пилот манипулирует газовыми рулями и, если кабина не оснащена поворотным креслом,
находится в не слишком удобной позиции - ногами кверху.
Непросто было и управлять зависнувшими самолетами. Порыв ветра, "собственная"
выхлопная струя, отраженная бетонкой, - все это помешало Х-13 стать боевой машиной.
Можно было поздравить и американцев, и всех нас с выдающимся достижением. Да, конечно. Но есть в этом и нечто сомнительное, какая-то неудовлетворенность. Что действительно следует зачислить в плюс лунного проекта? Около 400 кг лунных камней, доставленных на Землю? Но они сами по себе никому не дали принципиально новой ценной информации (кроме, может быть, селенологов и геохимиков).
Вопрос о происхождении Луны, при всей его научной значимости, далеко не самый актуальный в перечне стоящих перед фундаментальной наукой. Но даже и он остался нерешенным.
Разумеется, результаты программы «Аполлон» нельзя сводить к доставке и анализу лунного грунта. Космонавты разместили на поверхности Луны несколько комплектов научных приборов, включая сейсмографы, которые принесли данные о деформациях в лунной коре. Однако это, пожалуй, тоже не тот результат, ради которого стоило городить столь большой огород.
Наконец, непосредственный опыт передвижения по Луне (пешком и на тележке) и опыт исследовательской работы на ее поверхности - единственное, чего нельзя было получить с помощью автоматических средств. Тут обращает на себя внимание, что только в самом последнем полете на Луну в состав экипажа был включен специалист по ее изучению - селенолог. Почему, кстати, это был единственный случай? Да потому, что технические сложности самого полета затрудняли возможность включения его в экипаж. Так что селенолог в составе последней экспедиции, похоже, был вставным номером, показным мероприятием, дескать, какая-то логика во всем лунном проекте есть. Но даже если оценить серию лунных полетов высоко, то мы с некоторым удивлением обнаружили бы: похоже, вся эта «лунная суета» оказалась тупиковым ходом, она не имела ни продолжения, ни развития.
Может быть, была получена какая-то другая, тайная существенная информация? Вроде бы нет.
Мне не известно, кто предложил в качестве способа восстановления престижа высадку на Луну. Сам ли Джон Кеннеди или его приятель Лем Биллингс, или они вместе, или кто-то другой. Похоже на Кеннеди: размах и решительность. В конце концов, это не имеет существенного значения. Но «25 миллиардов за престиж» - звучит немного смешно и печально. У меня нет и быть не может желания принизить великолепно выполненную работу американцев. Речь идет об использовании опыта, полученного в результате принятия и осуществления лунной программы. Тут есть урок для будущего.
И когда Армстронг, Олдрин и Коллинз летели на Луну, наши приемные радиосредства принимали сигналы с борта «Аполлона-11», разговоры, телевизионную картинку о выходе на поверхность Луны.
Устроить такую мистификацию, наверное, не менее сложно, чем настоящую экспедицию. Для этого надо было бы заранее высадить на поверхность Луны телевизионный ретранслятор и проверить его работу (с передачей на Землю) опять же заранее. А в дни имитации экспедиции нужно было отправить на Луну радиоретранслятор для имитации радиосвязи «Аполлона» с Землей на траектории полета к Луне. Да и масштабы работ по «Аполлону» они не скрывали. А то, что они мне показывали в Хьюстоне в 1969 году (Центр управления, стенды, лаборатории), заводы в Лос-Анджелесе по изготовлению кораблей «Аполлон» и вернувшиеся на Землю спускаемые аппараты, по этой логике должно было быть имитацией?! Слишком сложно и слишком смешно.
Итак, на Луну пока никто больше не собирается. И период интенсивного ее изучения с помощью пилотируемых средств вроде бы тоже позади. Да и автоматы к Луне давно не летали. Хотя едва ли наш естественный спутник уже изучен ясно. Некоторые задачи действительно пока отложены. Требуется освоить полученный материал и подготовиться к новому шагу вперед. В других направлениях, наоборот, произошла концентрация усилий, и продвижение вперед осуществляется постоянно. Прогресс не должен быть направлен на внешне эффектные технические достижения.
При ходьбе и беге нога отрывает человека от земли и подбрасывает вверх на некую высоту h. Энергия этого броска равна нашему весу, умноженному на эту высоту. На Луне наш вес будет в 6 раз меньше, следовательно, при том же привычном мускульном усилии нога подбросит нас на высоту h - в 6 раз выше, чем на Земле.
С высоты h нас возвращает на землю сила ее притяжения за время t, рассчитываемое по формуле
t=v(2h / g)
где: g - ускорение свободного падения, равное на Земле 9,8 м/сек2, а на Луне 1,6 м/сек2. На землю мы опустимся за время
v(2h / 9,8) = 0,139v*(2h)
Предположим, что Олдрин на Земле, дома, в одних трусах при ходьбе без напряжения подбрасывает свое тело на 0,1 м над землей, тогда в воздухе он будет находиться
0,319 v(2*0,1) = 0,14 сек.
На Луне в скафандре и с ранцем жизнеобеспечения он имеет массу в 1,5 раза больше, чем на Земле, следовательно, и высота его подъема над поверхностью Луны будет не в 6, а в 6 : 1,5 = 4 раза больше, чем в одних трусах на Земле. С этой высоты он опустится на поверхность за время
t = v(2 * 4 * 0,1 / 1,6) = 0,71 сек.
Сила мускулов ноги придает энергию и горизонтальной составляющей ходьбы или бега, эта энергия равна половине произведения массы на квадрат скорости. При тех же затратах мускульной энергии увеличение массы одетого в скафандр Олдрина в 1,5 раза вызовет уменьшение скорости движения его над поверхностью Луны в
1,5v ~= 1,22
раза (сопротивлением воздуха пренебрегаем), по сравнению с Олдрином в трусах на Земле.
Предположим, что на Земле Олдрин в одних трусах делает над поверхностью за рассчитанные нами 0,14 сек. шаг длиной в 0,9 м. На Луне в скафандре его скорость уменьшится в 1,22 раза, но время до опускания на поверхность возрастет в 0,71 : 0,14 = 5,1 раз, следовательно, ширина шага Олдрина увеличится в 5,1 : 1,22 = 4,2 раза, или до 0,9 * 4,2 = 3,8 м. Скафандр затрудняет движение и, положим, по этой причине его шаг уменьшится на 0,5 м на Земле. На Луне он тоже уменьшится на это расстояние и составит 3,8 - 0,5 = 3,3 м.
Следовательно, на Луне в скафандре скорость шага движения астронавтов над поверхностью должна быть чуть медленнее, чем на Земле, но высота подъема при каждом шаге должна быть в 4 раза выше, чем на Земле, и ширина шага в 4 раза шире.
В фильме астронавты бегают и прыгают, но высота их прыжков и ширина их шагов значительно меньше, чем на Земле. Это немудрено, ведь, когда их снимали в Голливуде, на них, все же, была хотя бы имитация скафандра и ранца жизнеобеспечения, они были изрядно нагружены и им было тяжело. И воспроизведение съемок в замедленном темпе эту тяжесть не может скрыть. Астронавты очень тяжело топают ногами при беге, из-под их ног вылетают килограммы песка, они еле поднимают ноги, носки все время гребут по поверхности. Но медленно....
Ну, вы и блеснули физикой и математикой. Проштудируйте-ка правила спортивной ходьбы: тот, кто отрывается от земли, дисквалифицируется. Ходьба тем и отличается от бега, что ноги НЕ ОТРЫВАЮТСЯ ОТ ОПОРЫ, и тело передвигается вперед ровно на столько, на сколько будет вперед выброшена нога, так что, вы ошиблись в первой же строчке своего рассуждения. Грустно, но правда.
Но в этом рассуждении это - не единственная ошибка: "Скафандр затрудняет движение и, положим, по этой причине его шаг уменьшится на 0,5 м на Земле. На Луне он тоже уменьшится на это расстояние и составит 3,8 - 0,5 = 3,3 м.": Дело в том, что скафандр затрудняет движение именно тем, что уменьшает силу начального горизонтального толчка, за счет чего уменьшается начальная горизонтальная скорость! А не абстрактно "затрудняет движения", как вы говорите, безосновательно полагая уменьшение шага из-за скафандра одинаковым и на Земле, и на Луне. Говоря языком цифр, окончательную длину шага следовало бы считать не 0,9 * 4,2 - 0,5 = 3,3, а: (0,9 - 0,5) * 4,2 = 1,7 метра. Что вдвое меньше, чем вы предлагаете, не так ли?
А, вообще, удивляюсь, как это вы так смело измерили энергию прыжка: она считается совсем не так. Как - знают биологи.
"Подделке лунных фотографий" была посвящена также одна из передач телевизионного цикла "Собрание заблуждений", который выпускал Александр Гордон - журналист, в свое время закончивший театральное училище. (По совместительству г-н Гордон, видимо, - фотоэксперт, так как он смело заявляет: "Я не знаю, были ли американцы на Луне, но то, что все фотографии, все пленки, которые предоставляются как доказательства того, что они там были, подделка - в этом я не сомневаюсь".)