Почему же так настойчиво военные добивались от конструкторов создания РДТД? Объяснение на поверхности: они проще в эксплуатации. Но при этом они проигрывали в дальности пуска и боевой нагрузке. Даже когда удавалось достичь тактико-технических характеристик ракет с ЖРД, конструкторы последних предлагали новый проект, характеристики которого вновь превосходили РДТД. Исключение составила, с известной долей оговорок, твердотопливная РСМ-52 (SS-N-20 «Sturgeon») ракетного комплекса Д-19, которая превзошла по дальности стрельбы жидкотопливную РСМ-54 (SS-N-24 «Skiff»). Правда, и по весу она тоже превзошла РСМ-54 почти в два раза.
Предварительная разработка ракетного комплекса Д-19 началась в КБ Машиностроения под руководством главного конструктора В.П. Макеева в 1971 году. Полномасштабные работы по Д-19 с ракетами РСМ-52 были развернуты в сентябре 1973 года одновременно с началом работ над созданием ТРПК.
При создании нового корабля заказчиком была поставлена задача расширения зоны его боевого применения подо льдами Арктики вплоть до предельных широт за счет совершенствования навигационного и гидроакустического вооружения. Для пуска ракет из-под арктического «ледового панциря» лодка должна была всплывать в полыньях, или проламывать ограждением рубки лед толщиной до 2—2,5 м.
Однако уровень отечественных технологий 70—80-х годов не позволял создать твердотопливную баллистическую межконтинентальную ракету большой мощности в габаритах, близких к габаритам предшествующих жидкостных ракет. Рост размеров и веса оружия, а также массогабаритные характеристики нового радиоэлектронного лодочного оборудования потребовали принятия нетрадиционных компоновочных решений.
Бывший заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных Сил адмирал Николай Амелько вспоминает: «Генеральный конструктор С.Н. Ковалев вынужден был соединить параллельно две подводные лодки, а между ними разместить 20 твердотопливных ракет. С инженерной точки зрения С.Н. Ковалев решил это гениально, но получился какой-то мастодонт водоизмещением 48 тысяч тонн с абсолютно неприемлемой подводной шумностью… Примечательно, что Чернавин был срочно назначен председателем приемки АПЛ «Тайфун», так как штатный председатель отказался подписывать акт о приемке еще не готовой подводной лодки, к тому же прошедшей испытания с нарушением правил».
В 1984 году, после серии интенсивных испытаний, ракетный комплекс Д-19 с ракетой РСМ-52 был официально принят на вооружение ВМФ. Максимальная дальность пуска РСМ-52 превысила дальность американского аналога – «Trident» С4 (7.400 км) и приблизительно соответствовала дальности «Trident» С5 (11.000 км). Но по своим энергомассовым характеристикам отечественная ракета значительно уступала БРПЛ «Trident» С4 и С5.
По целому ряду причин ТРПК проекта «Акула» не оправдал возлагавшихся на него надежд. Это и дороговизна самого корабля, и сложность эксплуатации, и опять же высокая стоимость его обслуживания. Ежегодные затраты на поддержание технической готовности одного крейсера составляют 300 миллионов рублей.
Предполагалось, что Д-19 будет эксплуатироваться до 2003 года, а в 2004 году ему на смену флот получит новый ракетный комплекс с ракетой «Вариант», или, как ее еще называют, «Барк» (глубокая модернизация РСМ-52), который будет устанавливаться как на модернизированные ТРПК проекта 941, так и на новые РПКСН 4-го поколения – проекта 955 шифр «Борей».
13 лет назад первым в «очередь» на модернизацию встал ТРПК 941-го проекта «Дмитрий Донской». А ввод в боевой состав Северного флота головного ракетоносца нового проекта – «Юрий Долгорукий», заложенного 2 ноября 1996 года в Северодвинске в производственном объединении «Северное машиностроительное предприятие», планировался на 2004 год.
«Барк» или «Булава»?
К концу 1990-х годов в России продолжали работать два центра ракетостроения: КБ Машиностроения (ныне – Государственный ракетный центр «КБ имени академика В.П. Макеева») в Миассе (Челябинская область), который создавал баллистические ракеты для ВМФ, и Московский институт теплотехники. Продукция последнего предназначалась для РВСН. Это ракеты «Пионер», «Тополь», «Горн», «Сирена», «Тополь-М» и другие.
С учетом морской специфики в КБ им. В.П. Макеева созданы специальные испытательные стенды и лаборатории. Например, в лабораторных условиях проводится испытание даже подводного старта баллистических ракет. Для этого в Миассе построен гигантский бассейн, одна из стен которого – стеклянная. Разработана соответствующая уровню сложности технология испытаний.
В 1986 году для РПКСН 4-го поколения в КБ им. В.П. Макеева начали разрабатывать новый корабельный ракетный комплекс «Барк». Однако при существующем в то время уровне финансирования КБ им. В.П. Макеева удавалось делать лишь по одной ракете в три года. Поэтому первое испытание «Барка» состоялось спустя 8 лет, а второе – еще через три года, в 1997-м. Всего было три испытательных пуска. После трех неудачных пусков работа над комплексом, степень готовности которого оценивалась в 73 процента, по решению Минобороны и Минэкономики была прекращена. К тому времени ТРПК «Дмитрий Донской» в производственном объединении «Северное машиностроительное предприятие» был уже на 84 процента подготовлен к перевооружению: смонтированы пусковые установки, в ракетных отсеках установлена монтажно-технологическая аппаратура, оставалось лишь поставить корабельные системы, которые находились на заводах-изготовителях.
Одновременно в Минобороны изучали предложение Московского института теплотехники (МИТ) о создании унифицированных систем баллистического оружия с единой ракетой для шахтного, грунтового и морского комплексов. Для ее производства было решено создать кооперацию предприятий ракетостроительной отрасли, в которую вошли МИТ и Воткинский машиностроительный завод.
На правительственном уровне было принято решение отказаться от «Барка» и заказать для флота «Булаву».
Вот что рассказал на встрече с журналистами «Красной звезды» весной 2000 года генерал-полковник Анатолий Ситнов:
- Когда разрабатывалась новая концепция стратегических ядерных сил, основная задача, поставленная перед конструкторами, состояла в том, чтобы сократить время прохождения активного участка в несколько раз. Для этого было использовано новое топливо, новое конструкторское решение. Что касается топлива, то мы ничего не выиграли. Для того чтобы запустить эти ракеты, надо было переделать все шесть «Акул». На это требовалось 86 триллионов неденоминированных рублей. Да, можно было довести ракету до ума, но нужно было затратить еще 12 триллионов. Кроме того, 60 процентов ее элементной базы производится в странах СНГ, и в них же – 40 процентов материалов для ракеты.
«Булаву» мы создаем за 6,5 триллиона, и она даст нам возможность обратного потенциала. Это будет унифицированная ракета весом 32 – 34 тонны.
Кроме того, благодаря сделанному выбору, мы сокращаем производственную кооперацию, создаем российскую научную школу и новую спецхимию.
Путь от защиты эскизного проекта «Булавы», которая состоялась в первой половине 2000 года, до начала испытаний занял четыре года.
С позиций сегодняшнего дня директор, генеральный конструктор ФГУП «МИТ» Юрий Соломонов считает, что «при создании любой новой техники все связано с определенными рисками». «Можно по-разному оценивать степень риска тех или иных технических систем, но в значительной степени, даже в случае подтверждения технических и конструкторских решений результатами наземной отработки, положительный или отрицательный результат в значительной степени зависит и от технологии, культуры производства и производственной дисциплины. Этот фактор сбрасывать со счетов нельзя».
Самое главное, даже не это. Своеобразный обмен «Барка» на «Булаву» несколько задержал строительство подводных ракетоносцев четвертого поколения. Однако все это время ракетостроительная отрасль не стояла на месте.
…А поднялась над морем «Синева»
Преимущество существования в стране двух центров ракетостроения не только в том, что в результате здоровой конкуренции рождается новое, более совершенное оружие МСЯС. Но еще и в том, что ВМФ в принципе застрахован от потери своего ракетно-ядерного щита. Конструкторы Московского института теплотехники под руководством директора, генерального конструктора ФГУП «МИТ» Юрия Соломонова создают перспективную межконтинентальную баллистическую ракету «Булава» для ракетных подводных лодок четвертого поколения. А их коллеги из Государственного ракетного центра «КБ имени академика В.П. Макеева» под руководством руководителя предприятия, генерального конструктора Владимира Дегтяря уже создали для ракетных субмарин третьего поколения новую БРПЛ «Синева», которая является глубокой модернизацией хорошо зарекомендовавшей себя ракеты РСМ-54. «Синева» идет на смену ракете РСМ-54 и предназначена для шести подводных ракетоносцев проекта «Дельфин». Ракета обладает повышенной стойкостью к поражающим факторам ядерного взрыва, оснащена уникальной системой спутниковой навигации и вычислительным комплексом, который предназначался первоначально для ракеты «Барк». Производство новой ракеты налаживается на Красноярском машиностроительном заводе.
В декабре прошлого года были выполнены два успешных пуска ракет РСМ-54 по обеспечению возобновления их серийного производства. После завершения этой работы «Синева» в течение десяти лет будет основой морских стратегических сил сдерживания. Существуют технические предпосылки увеличения этого срока еще на десять лет, а при необходимости и более. Ракета обладает модернизационным потенциалом, реализация которого позволит адекватно реагировать на военно-технические вызовы XXI века. Возможности «Синевы» и группировки подводных лодок проекта «Дельфин» с целью создания запаса прочности при развитии стратегических ядерных сил достаточно велики и долгосрочны. Задача военных моряков, кораблестроителей и морских ракетчиков – умело и достойно распорядиться этими возможностями, использовать их для укрепления стратегической стабильности.
Десятилетний срок дальнейшей эксплуатации РСМ-54 – это время, необходимое для создания новых морских межконтинентальных баллистических ракет для стратегических субмарин уже пятого поколения. В качестве таковой может рассматриваться, в частности, ракета «Булава», которая также была предложена миасским «КБ имени академика В.П. Макеева». Она должна вобрать в себя все лучшее, что было в предыдущих проектах, в том числе и нереализованных, таких как «Барк», а также что будет в МИТовской «Булаве». Тем самым будут продолжены лучшие традиции, сформировавшиеся за полвека отечественного ракетостроения.