К августу 1972 года разработка нового устройства была завершена, и «Хэлибат» отправилась в свой второй поход в Охотское море. В этот раз подводный кабель был найден почти сразу же. С помощью водолазов подслушивающее устройство расположили на дне рядом с кабельной трассой, а специалисты по радиоэлектронной разведке убедились, что оно функционирует нормально и осуществляет перехват разведывательной информации. Более недели «Хэлибат» находилась в районе и только затем направилась в пункт базирования на острова Гуам, для того чтобы через месяц вернуться снова в Охотское море для съема накопившейся информации.
В середине 90-х гг. бывший командующий Тихоокеанским флотом Владимир
Сидоров дал интервью, в котором, в частности, сказал: «Мне позвонили с
Камчатки и сообщили, что из-за недисциплинированности рыбаков (район,
где пролегает кабель, в навигационных картах обозначен как запретный
для рыбной ловли) полуостров лишен связи с материком. Попросили
прислать специалистов, чтобы найти обрыв и восстановить связь. Я дал
указание перебросить в район предполагаемого обрыва кабельное судно
«Тавда». Ночью оперативный дежурный штаба ДВО доложил мне, что во время
поиска обрыва на кабеле был обнаружен и носовым краном «Тавды» поднят
огромный контейнер неизвестного предназначения. Вес контейнера – 7
тонн, длина – 5 метров. Когда опускали контейнер на палубу, заметили,
что его хвостовая часть почему-то нагревается.
К чему это все? К тому,что практически 90% подводных лодок 25-й Дивизии 2 Флотилии ПЛ скрытно отслеживалось в районах несения боевого дежурства.Что в угрожаемый период привело бы к быстрому их уничтожению.
Существовал приказ «Палас-111» № 0012 о системе проверки отсутсвия слежения за РПКСН.В нем были утверждены схемы и порядок обеспечения боевой устойчивости РПКСН. Проверки могли осуществляться кораблями, подводными лодками, авиацией. Подобное мероприятие в противолодочной авиации называлось «Лисичка».Суть его в знании координат и элементов движения РПКСН. Постановкой линии радиогидроакустических буев. Если после прохода своей лодки через (примерно 15-20 минут) срабатывал новый буй-значит за нашей лодкой ведется скрытое слежение. Если проверка производилась атомной многоцелевой лодкой, то она выполняла маневрирование скрытно, пытаясь выйти в кормовые сектора иностранной ПЛА. На моей памяти с 1983 до 1990 года около 80% авиационных вылетов на «лисичку» -приводило к обнаружению иностранной лодки.
Источник: Противолодочная борьба .Взгляд из СССР © Fishki.net
Осознание факта,что наши стратегические носители могут быть уничтожены еще до начала войны, привело командование ВМФ к идее прятать районы патрулирования во внутреннем море-Охотском.
После погружения, РПКСН двигались на юг вдоль так называемого «свала глубин»,где было несколько затруднено обнаружение наших лодок иностранными и трудность действий авиации США (близость к территориальным водам). Вход в Охотское море выполнялся через Четвертый Курильский пролив ,пролив Крузенштерна и Буссоль. Иногда через Первый Курильский в надводном положении на высокой скорости.
Затем лодки следовали в районы дежурства ( Участки ограниченные красным. Их было больше, но отметил те которые помню).Они определялись малыми глубинами(трудность обнаружения их американскими лодками),наличием рыболовецких судов(круги желтого цвета).И вне центральной части моря. Которая тогда являлась международной(желтый заштрихованный участок).
Источник: Противолодочная борьба .Взгляд из СССР © Fishki.net
В 1963 г. по указанию председателя ГКС Б.Е.Бутомы к работам по надводным ракетоносцам привлекли ЦКБ-17, которое в то время возглавлял Б.Г.Чиликин. Фактическим руководителем этих работ в бюро стал Б.В.Шмелев.
Анализ возможных районов использования надводных ракетоносцев, замаскированных под гражданские суда, показал, что наиболее пригодными для этой цели являются акватории, прилегающие к нашей территории на северо-западе и северо-востоке (Баренцево, Белое и Охотское моря), патрулируя в которых, корабли с БР межконтинентальной дальности могут держать под прицелом объекты на большей части (около 90%) территории США. Поскольку в этих акваториях постоянно находилось около пятисот плавсредств различного назначения, выявление из них носителей БР, действующих под военно-морским флагом, но идентичных по своему внешнему виду наиболее характерным для данных районов гражданским судам, представлялось для вероятного противника достаточно сложной задачей. Поэтому наиболее предпочтительным явился вариант создания таких кораблей на базе транспортных судов ледового плавания пр.550 (типа «Амгуэма»), серийно строившихся в то время в Комсомольске-на-Амуре и в Херсоне.
Эти суда дедвейтом 8700 т имели ледокольную форму корпуса, гребной винт со съемными лопастями и дизель-электрическую энергетическую установку, что позволяло им самостоятельно работать на трассе Северного морского пути.
Затем лодки следовали в районы дежурства ( Участки ограниченные красным. Их было больше, но отметил те которые помню).Они определялись малыми глубинами(трудность обнаружения их американскими лодками),наличием рыболовецких судов(круги желтого цвета).И вне центральной части моря. Которая тогда являлась международной(желтый заштрихованный участок).