Парламентская газета
29.04.2005
1696(1065)
Александр ШАРШУНОВ Нижний Новгород
Небоевые потери боевого флота
"Каспийский монстр", гигантская машина с восемью турбореактивными двигателями,
которая могла в считанные минуты покрыть огромное расстояние, имея на борту 500
десантников, сейчас гниёт в одном из волжских затонов.
На днях ушёл на пенсию один из первых Героев России, 75-летний генеральный
конструктор Нижегородского Центрального конструкторского бюро (ЦКБ) "Лазурит",
автор напугавшей НАТО титановой бесшумной атомной подлодки "Барракуда" Николай
Кваша. Наш внештатный корреспондент беседует с легендарным создателем субмарин.
- Николай Иосифович, поговаривают, что вы мечтаете дожить до 2010 года. Почему
установили себе такой скромный срок?
- Именно к этому времени, согласно отечественной военной доктрине, должны
найтись деньги на реанимацию российского Военно-морского флота. Я просто обязан
быть свидетелем возрождения отечественных военно-морских сил, в создание которых
внес свою скромную лепту.
- Разве сегодня все так плохо?
- Позволю себе процитировать фразу из книги Леонида Соболева "Капитальный
ремонт", посвященной российским морякам в предреволюционный период: "Потенциал
флота измеряется не числом адмиралов, но мощью боеспособных кораблей, оснащенных
обученными экипажами". Увы, эти слова доселе не потеряли своей актуальности.
Наш военный флот несет нарастающие небоевые потери, сдавая корабли на слом или
продавая их кому угодно. Часто - на позорных условиях. Несколько лет назад
бедствовавший нижегородский судостроительный завод "Красное Сормово" уступил
Китаю невостребованную Министерством обороны РФ дизельную многоцелевую подводную
лодку за нищенскую цену. Да и то половину суммы покупатель покрыл не деньгами, а
ширпотребом#
За наш счет наращивают свои ВМС как ударными, так и десантными кораблями страны
третьего мира: Индия и Китай, Малайзия и Бангладеш. Имея выход к морю, они
прекрасно осознают: одними автоматами Калашникова от агрессии не защититься,
возможного врага надо перехватывать на океанских подступах. А мы?
Родина флотоводцев Сенявина и Нахимова, Макарова и Колчака, по сути, ныне
предает память своих же побед. Да, были и поражения, однако русский крейсер
"Варяг" более ста лет назад принял неравный бой в Чемульпо, подняв мужественный
и славный сигнал "Погибаю, но не сдаюсь!". А его ракетоносный тезка, так и не
понюхавший пороха, позорно продан за рубеж.
- Судя по вашим словам, Андреевский военно-морской флаг скоро станет на
просторах Мирового океана раритетом?
- Отечественные крейсера или эсминцы (об авианосцах речи уже не идет - он у нас
всего один) все реже уходят в одиночное плавание. Не говоря об эскадрах или
оперативных соединениях, которыми и только так передвигаются американцы, имеющие
в составе своих ВМС свыше тысячи постоянно обновляемых надводных единиц. Да что
говорить: если в советские времена боевой потенциал доселе раздираемого Россией
и Украиной Черноморского флота соотносился к турецкому как три к одному, то ныне
- с точностью до наоборот!
Чем это грозит? Еще в конце ХIХ века была популярна теория "владения морем"
адмирала Мэхена, согласно которой государство, имеющее выходы в мировую
акваторию, но лишенное флота, ничего не значит для отдаленных союзников. Мы не
сможем прийти в локальных конфликтах на выручку потенциальным друзьям ни
десантами, ни огневой поддержкой с моря. Когда шла война в Ираке, у западной
коалиции не было проблем с коммуникациями, доставкой кораблями, в том числе
военными, гигантских объемов необходимых вооружения и грузов. Российский флот
решать такие задачи уже не способен#
- Но, согласитесь, ведь он имел, да и поныне имеет такие разработки, такие
ноу-хау, от которых у государств НАТО дух захватывало от зависти и опаски#
- Еще на рубеже 70-х годов прошлого века легендарный нижегородский конструктор
Ростислав Алексеев, уже тогда широко известный в мире своими пассажирскими
"Ракетами" и "Кометами" на подводных крыльях, спроектировал невиданный аппарат -
экраноплан. Созданный как боевой, он по принципу воздушной смазки стремительно
скользил над поверхностью, недоступный радарам противника. Прозванная западными
военными "Каспийским монстром", гигантская машина с восемью турбореактивными
двигателями могла в считанные минуты покрыть огромное расстояние, имея на борту
500 десантников с тяжелым вооружением, с ходу обработать место высадки и тылы
противника управляемыми ракетами. Сейчас она гниет в одном из волжских затонов и
нет денег переоборудовать экраноплан хотя бы в морской спасатель, способный
быстро прибыть к месту катастрофы и выручить из беды сотни людей.
- Вот в нашем разговоре и "всплыла" тема спасения на море, ставшая еще острее
после трагедии с атомоходом "Курск". Неужели и здесь мы потеряли то, что имели?
- После гибели подводного крейсера наша страна предложила государствам, входящим
в НАТО, создать международную систему спасения команд терпящих бедствие
подлодок. Знаю об этом потому, что ЦКБ "Лазурит" имеет самое прямое отношение к
спасательному флоту, создав глубоководные аппараты "Бестер" и "Приз". Сейчас
разрабатываются совместные стандарты, благодаря которым спасательные аппараты
смогли бы закрепляться на коммингс-площадках и наших, и зарубежных субмарин.
- Может сложиться впечатление, что наш флот состоит исключительно из пока что
оставшихся в его составе боевых единиц, а вспомогательные силы, в том числе
спасательные, вообще отсутствуют#
- Это далеко не так. С 1945-го по 1991 год в бывшем СССР было построено,
переоборудовано и куплено за рубежом более 300 спасательных судов. Однако в
штормовую погоду их эффективное использование было невозможно. Поэтому еще в
50-е годы перед ЦКБ "Лазурит" поставили задачу: создать такую подводную лодку,
которая могла бы прийти на помощь терпящим бедствие субмаринам вне зависимости
от состояния моря. Нами была спроектирована лодка проекта 940 со спасательными
аппаратами, способными работать на глубине до 500 метров. Они могли взять на
свой борт весь экипаж.
Преимущества этой системы спасения подтвердила авария, случившаяся 21 октября
1981 года, когда подводная лодка Тихоокеанского флота С-178 при входе во
владивостокскую бухту Золотой Рог столкнулась с судном-рефрижератором и затонула
на глубине 31 метр. Самостоятельно всплывшие моряки в очень тяжелой форме
перенесли кессонную болезнь, но ее не было у членов экипажа, переведенных из
затонувшей субмарины на спасательную.
- Что вы думаете о будущем российского Военно-морского флота?
- Вопрос не столько в отсутствии средств, сколько в их разумном использовании
ради национальных интересов и безопасности. Роскошный небоскреб все еще
преимущественно государственного "Газпрома" в столице - это как минимум
ракетоносный крейсер. Выросшие, подобно грибам, по всей стране евроремонтные и
опять же государственные сбербанковские отделения - уже авианосец. Возвращенные
из-за рубежа нелегально вывезенные из государства миллиарды - целая эскадра. Так
что не гаснет надежда, что Россия наконец вспомнит о своем военном флоте, без
которого, как говаривал Петр Великий, держава однорука.
- Кому передадите свой пост, Николай Иосифович?
- Я это знаю точно, а другим, увы, поведать не имею права. Слава богу, понятие
государственной тайны у нас сохранилось. Уверен, мой преемник не посрамит
традиций "Лазурита".