// 01.06.2006
Лодка с крыльями
У вертолета может появиться конкурент — экраноплан
На недавно завершившемся в Берлине международном аэрокосмическом салоне ILA-2006 российская экспозиция могла бы привлечь к себе большее внимание. При условии, что к вызвавшим восхищение самолетам МиГ-29 и Бе-200 присоединился бы еще один странноватый аппарат — не то самолет, не то корабль. Но не хватило рекламы, ловкого пиара, агрессивного маркетинга. Охраняемый невысоким русским мужичком в бейсболке экспонат все выставочные дни простоял на аэродроме Шенефельд, затерявшись среди громад аэробусов, российских транспортников и серого цвета натовских истребителей. Его и не пробовали продемонстрировать в действии, хотя машина, что называется, живая.
Называется экспонат «Акваглайд» — в переводе «водяной планер». Он похож на небольшой корабль или лодку с крыльями, воздушными винтами на них и 300-сильным бензиновым мерседесовским двигателем под капотом. Этот российский экраноплан — морское судно с авиационной скоростью. Планер в первый раз покинул Нижегородскую область, где его собирают, и впервые экспонировался на международной выставке. Хотя машина уже сертифицирована по всем российским и западным морским регистрам, серийно выпускается на заводе в Чкаловске. На этом предприятии трудятся бывшие соратники Ростислава Алексеева — незаслуженно забытого сегодня выдающегося создателя судов на подводных крыльях. Другое его детище — экраноплан — могло бы дать мощный толчок развитию высокоскоростного флота.
Экраноплан стал результатом развития судов на подводных крыльях. Последние на скоростях более 100 километров в час попадают в так называемую кавитацию. Это вскипание воды, в результате чего появляется растворенный газ. Металл стоек, поддерживающих подводные крылья, съедается очень быстро, эффект посильнее ржавчины. Стало понятно, что все элементы конструкции, в том числе и винты, надо убирать из воды. И родилась идея гидродинамической подушки: набегающий поток воздуха отражается крылом, ударяется о землю, воду, любую плоскую поверхность, создавая подъемную силу. Тут в силе закономерность: чем больше длина крыла, тем больше грузоподъемность. Другими словами, чем больше аппарат, тем эффективнее он работает. Если у самолета отношение полезной нагрузки к полной взлетной массе около 30%, то у экраноплана этот параметр около 70--80%.
Сегодня об этом мало кто помнит, но первые экранопланы 60--70-х годов прошлого века были громадными. Назывались они «Орленок» и «Лунь». Новинка даже была поставлена на вооружение Военно-морского флота СССР. Подразделение называлось эскадрильей, которая несла боевую службу. «Орленок» брал на борт 150 человек вместе с оружием и имел дальность полета 3--4 тыс. км. «Лунь» нес на себе шесть ракетных катеров «Москит», используемых против авианосцев. Его планировали использовать и как спасательное судно. До места затопления атомной подлодки «Курск» такое судно могло бы дойти за час и принести с собой спускаемый аппарат. (Кстати, сегодня один подобный аппарат стоит на нижегородском заводе со степенью готовности 75--80%; вероятно, МЧС будет его покупать.)
Экраноплан КМ-6 мог умещаться разве что на футбольном поле. Аббревиатура КМ американцами расценивалась как «каспийский монстр», на деле же — «корабль-макет». Его вес был около 500 тонн, он брал на борт 2 тыс. человек с оружием. Когда американцы увидели эту мчащуюся на огромной скорости махину, они испытали легкий шок.
Быстро была принята государственная программа, и около десяти лет американские ученые работали над проблемой создания экраноплана. Но за отсутствием хоть какого-то результата конгресс США программу закрыл. Лет семь назад программу возобновили. США закупили в России десять экранопланов по 800 тыс. долл. каждый, однако смогли сделать только точно такую же машину, аппаратов с большими габаритами не получалось.
Сегодня США замахнулись на машину «Пеликан» грузоподъемностью 1,5-2 тыс. тонн и дальностью более 10 тыс. км. Предназначена машина для использования в военных целях. Такие низколетящие аппараты имеют почти нулевую радиолокационную заметность. Всего США потратили на программу уже 5 млрд долл., Германия — около 1 млрд долл. «Результат, — говорит первый заместитель генерального директора «Авиаэкспорта» Алексей Комиссаров, — нулевой». Сейчас в работу включились и китайцы.
На фоне растущей конкуренции России надо бы поторопиться. Однако государственные структуры относятся к продвижению новинки на внешний и внутренний рынок равнодушно. Прилагает усилия пока лишь Арктическая торгово-транспортная компания (АТТК). Генеральный директор АТТК Рубен Нагапетян поделился с «Временем новостей», что, почувствовав на ILA-2006 искренний интерес к продукции, он намерен выставлять «Акваглайд» на всех других выставках. Экраноплан — принципиально новый вид транспорта. Такой техники, кроме России, сегодня не выпускает никто. Аппарат зарегистрирован в IMA — международной морской организации, аналоге IKAO в авиации. Все международные правила эксплуатации такого рода судов (так называемый код безопасности) были написаны на основе эксплуатации первых российских экранопланов. В 2002 году IMA подтвердила права россиян.
Уже есть заказы от зарубежных партнеров — в основном от государств, чья территория изобилует многочисленными островами, из-за чего с доставкой пассажиров и грузов немалые проблемы. Это Юго-Восточная Азия, Латинская Америка. Такая техника нужна и на Крайнем Севере. Экраноплан не вредит экологии, экономичен. Грузоподъемность невелика — четверо пассажиров. Большие аппараты, которые начнут серийно производить с этого года, будут перевозить до 40 пассажиров, грузовой вариант возьмет на борт 10 тонн. Нынешний маленький аппарат продается по 600 тыс. долл., о цене будущих машин речь пока не идет.
Вообще четырехместный "Акваглайд" был сделан как опытный образец, чтобы показать: воплощение идеи экраноплана — вещь реальная. Но со временем этот корабль-самолет стал самодостаточным, поэтому его будут выпускать и продавать наряду с большими экранопланами, которые и составят основу продукции АТТК.
«Это сугубо гражданский аппарат, — говорит Рубен Нагапетян. — Хотя его можно рассматривать и как продукцию двойного назначения, и как военную — на нем можно ведь перевозить десант, оружие, использовать для патрульной службы, береговой охраны».
Помогает продвижению товара фирма «Авиаэкспорт». Там считают экраноплан хорошим товаром, есть рынок, измеряющийся по крайней мере сотнями штук, а 40-местные аппараты будут иметь спрос, на порядок больший. На Крайнем Севере экраноплан может заменить вертолет. Алексей Комиссаров пояснил: «Этому транспорту не требуется специальная инфраструктура для базирования — из воды он может выходить на любую поверхность под уклоном семь градусов. Спокойно ходит по болотам и тундре, по снегу и льду. Точнее — над ними: маленькая машина на высоте 35--50 см, большая — 3--5 м. Причем аппарат не дает волны и, как говорят специалисты, не воздействует на береговую линию, то есть не разрушает ее. У экранопланов хорошая мореходность при большом волнении моря. Скорость может достигать 450--500 км в час. При этом сохранена грузоподъемность традиционных морских судов».
В авиации, как известно, очень остра конкуренция, но, по словам Рубена Нагапетяна, в производстве экранопланов Россия опережает всех лет на 15--20. Однако если не предпринять усилий, можно потерять первенство. Советский конструктор судов на воздушных крыльях Ростислав Алексеев оценен американцами. Его портрет в США висит рядом с портретами Эйнштейна, Королева, Гагарина, Туполева... «Все, что сегодня делается в мире по теме экранопланов, это попытки эмпирически поймать идею Алексеева», — говорит Алексей Комиссаров.
На родине Ростислав Алексеев, которому в этом году исполнилось бы 90 лет, не оценен. Катера на подводных крыльях он придумал еще во время Великой Отечественной войны. Всего таких судов было выпущено около 8 тыс. — «Кометы», «Ракеты», «Метеоры», «Спутники». Многие чиновники Алексеева недолюбливали: он вмешался в работу сразу трех мощных ведомств — авиастроительного, судостроительного и транспортного. Новый вид транспорта раздражал: зачем ломать устоявшееся? К тому же в середине 80-х одна из новых машин Алексеева попала в аварию. И конструктора сняли с работы. Он рано ушел из жизни.
Государство обратило внимание на экраноплан совсем недавно. В сентябре на Морской коллегии будет поставлен вопрос о создании корпорации по строительству высокоскоростных судов.
Николай ПОРОСКОВ