Товарищи пилоты и штурманы!
Инженеры и техники!
Работники авиационной промышленности!
Любители авиации, кому она не безразлична!
Открываю эту тему, чтоб ещё раз вспомнить те события, которые произошли в этот день в разные годы.
Фланкеру спасибо, он мне календарь надыбал, сам я не такой умный.
ИТАК, 27 ЯНВАРЯ
1944-ДЕНЬ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА!
1905 родился Полбин
Полбин Иван Семенович
27. 1. 1905 - 11. 2. 1945
Дважды Герой Советского Союза
Даты указов
1. 23.11.1942 ( медаль № 756)
2. 06.04.1945
Памятники
Бронзовый бюст
Предыдущая Следущая
Иван Семенович Полбин летчик бомбардировщик. Родился 27 (14)января 1905 году в селе Ртищево-Каменка Майнского района Ульяновской области в семье крестьянина. По национальности русский. Член КПСС с 1927 года. В Советской Армии с 1927 года. Осенью 1918 года тринадцатилетним подростком Иван Полбин покинул родное село. Несколько лет работал на железной дороге в бригаде ремонтных рабочих. В 1922 году вступил в комсомол. Был секретарем волостной комсомольской организации, членом Ульяновского укома комсомола. В 1931 году окончил Оренбургскую военную школу летчиков. С 1933 по 1941 год служил в различных авиачастях Советской Армии на Дальнем Востоке.
С 1939 года командир авиационного бомбардтровочного полка. За активное участие в боях на Халхин-Голе был награжден орденом Ленина.
В Великую Отечественную войну в действующей армии с июля 1941 года. Воевал на Западном, Сталинградском, Брянском, Воронежском, 1-м и 2-м Украинских фронтах. Командовал 150-м скоростным бомбардировочным авиационным полком, затем 301 бомб. авиационной дивизией (с 1942 г.), 1 (2 гв., 6 гв.) авиакорпусом (с 1943 г.). Совершил 157 боевых вылетов. Разработал и внедрил в практику боевых действий схему группового удара бомбардировщиков с пикирования ("вертушка"). Награжден многими орденами и медалями. Зачислен навечно в списки гвардейского бомбардировочного авиационного полка в котором служил.
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" командиру 150-го скоростного бомбардировочного авиационного полка (Сталинградский фронт) подполковнику Полбину Ивану Семеновичу присвоено 23 ноября 1942 года.
Второй медали "Золотая Звезда" командир 6-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса (1-й Украинский фронт) гвардии генерал-майор авиации Полбин удостоен 6 апреля 1945 года. Посмертно.
Гвардии генерал-майор авиации И.С. Полбин погиб смертью храбрых 11 февраля 1945 года в воздушном бою под Бреслау, совершая свой последний боевой вылет.
Награжден 2 орденами Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденом Суворова 2-й степени, Богдана Хмельницкого 1-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медали.
Имя И.С. Полбина было присвоено Оренбургскому высшему авиационному училищу летчиков. Бронзовый его бюст установлен на родине героя-летчика (село ныне носит его имя). Его именем названы улицы в Москве, Ульяновске, Вроцлаве.
ПОДВИГ ГЕНЕРАЛА
Летом 1942 года авиаторы все чаще стали говорить о не всегда правильном боевом применении новых фронтовых бомбардировщиков "Петляков-2". По замыслу авиационного конструктора Владимира Михайловича Петлякова, они предназначались для уничтожения главным образом узких, малоразмерных, точечных целей с пикирования под углом к земле 60-70 градусов. Использовались же "Петляковы-2" нередко по старинке, бомбили, как правило, с горизонтального полета. Кое-где даже стали снимать с самолетов автоматы пикирования, тормозные решетки и другое оборудование, что обеспечивало точность бомбометания. Объяснялось это отчасти тем, что многие летчики не были как следует обучены к тому времени искусству бомбометания с пикирования.
Нужно было рассеять заблуждения, доказать, что "Петляков-2" во всех отношениях прекрасная машина, только более взыскательная к тем, кто садится в ее кабину. Она требует от летчика и остальных членов экипажа внимательности, собранности и дисциплинированности, большой технической культуры. А приобрести все эти качества можно лишь кропотливой учебой и настойчивыми тренировками.
Такая напряженная учеба в полигонных условиях, велась в начале войны в бомбардировочном авиационном полку, которым командовал тогда майор Иван Семенович Полбин. Тщательно изучались конструктивные особенности самолета ПЕ-2, отрабатывалось бомбометание с пикирования сначала одиночными экипажами, потом парами, звеньями, эскадрильями. Только после этого начались полеты на боевое применение в составе полка. В ходе подготовки командир настойчиво воспитывал у своих подчиненных смелость, выдержку, находчивость и другие качества, без которых на пикировщике ПЕ-2 невозможное успехом решать ответственные боевые задачи.
Иван Семенович Полбин проявил себя хорошим командиром, умелым воспитателем, опытным ведущим. Показывая пример личной храбрости и мужества, он учил подчиненных воевать не только силой оружия, но прежде всего силой разума. В тяжелый период Великой Отечественной войны, с 16 июля 1941 года по 2 августа 1942 года, полк под его командованием произвел около 3000 боевых вылетов, из них 829-ночью.
В ноябре 1941 года, когда гитлеровцы подступали к Москве, группа пикирующих бомбардировщиков ПЕ-2, возглавляемая Полбиным, нанесла сосредоточенный удар по скоплению вражеских танков и артиллерии на Волоколамском направлении. 27 самолетов следовали к цели девятками. Вот как осуществлялся этот налет пикирующих бомбардировщиков практически.
Девятка Полбина устремляется к земле под углом 60 градусов на подавление огня зенитных батарей, и они на время смолкают. Вслед за первым поочередно входят в пике другие звенья девяток. Противник молчит. Видимо, для него такой способ действия советской авиации оказался неожиданным. Ведущий следует на второй заход. И тут же вражеские зенитки открывают огонь. Его ведут не менее шести батарей и одновременно множество крупнокалиберных пулеметов. Вокруг строя самолетов рвутся снаряды. Со всех сторон к боевому порядку тянутся огненные нити трасс. Но летчики Полбина смело вводят машины в пике и уверенно ведут их на ощерившиеся огнем вражеские танки и артиллерию.
Бомбардировка продолжалась более 12 минут. На танки и самоходные артиллерийские установки гитлеровцев было сброшено несколько сот фугасных, осколочных и зажигательных бомб. За два захода цель была накрыта и частично уничтожена. На этот раз полк под командованием Полбина выполнил задачу без потерь. Лишь четыре самолета получили пробоины от зенитных снарядов.
...В ноябре 1942 года Полбин был назначен командиром авиационной дивизии, действующей на Сталинградском фронте. Будучи командиром соединения, он продолжал многое делать для раскрытия боевых возможностей самолета "Петляков-2", на котором вместе с подчиненными часто сам вылетал на ответственные боевые задания. Это он разработал наиболее эффективный тактический прием группового бомбометания с пикирования.
Летчики-фронтовики хорошо знают знаменитую полбинскую "вертушку". Именно она в годы Великой Отечественной войны была тактическим приемом фронтовых пикирующих бомбардировщиков по узким и малоразмерным целям.
Этот тактический прием состоял в следующем. Придя на объект, бомбардировщики образуют замкнутый круг и затем поочередно, сохраняя между самолетами дистанцию 500-600 метров, один за другим пикируют на цель под углом до 70 градусов. При этом они добиваются такой последовательности: когда первый самолет, сбросив бомбы, выходит из пике, второй уже идет к земле под определенным углом, а третий только еще входит в пикирование. Таким образом, самолеты непрерывно атакуют цель, воздействуя на нее бомбами и бортовым огнем.
История "вертушки", собственно, началась с неудачи. Летчики дивизии Полбина трижды бомбили с горизонтального полета железнодорожный мост, расположенный в тылу противника, и все безуспешно. Мост оставался целым и невредимым. А боевая обстановка требовала во что бы то ни стало его разрушить.
Как-то под вечер комдив собрал летный состав на командном пункте и сказал:
-Давайте, друзья, вместе искать выход из положения.-Помолчав немного, он добавил:-В эти дни я кое-что придумал, хочу посоветоваться с вами.
Иван Семенович взял кусочек мела и начертил на доске какую-то замысловатую фигуру, похожую на очертания дамского ручного зеркальца.
-Вот так будет выглядеть наша... "вертушка",-продолжал Полбин.-Другого названия я не нашел для будущего тактического приема. Но дело не в названии. Подумаем лучше над тем, как организовать прикрытие бомбардировщиков истребителями во время их действий над целью.
И тотчас же посыпались предложения. Одни советовали главное внимание истребителей обратить на верхнюю и нижнюю полусферы в момент, когда "петляковы" будут входить в пике и выходить из него; другие указывали на необходимость защиты флангов боевого порядка.
Полбин внимательно выслушал суждения своих питомцев и, обобщив их, изобразил на доске один из вариантов взаимодействия бомбардировщиков с истребителями. Прикрытие, по его мнению, должно было состоять из нескольких групп: одной ударной и двух-трех групп непосредственного сопровождения.
-Первая,-говорил он,-барражирует несколько выше "пешек" и защищает их от нападения вражеских истребителей сверху. Группы истребителей непосредственного сопровождения прикрывают "вертушку" с флангов и неотрывно от бомбардировщиков следуют для атаки объекта противника.
Вскоре после этого памятного разговора новый тактический прием, предложенный Полбиным, был применен на практике. Командир авиационной дивизии сам повел на цель несколько эскадрилий. Сделав два захода, пикировщики на этот раз успешно выполнили поставленную перед ними боевую задачу. Прямыми попаданиями бомб переправа была разрушена, ее пролеты рухнули в воду.
Под Сталинградом и в излучине среднего течения Дона полкам соединения Полбина часто приходилось наносить удары по вражеским железнодорожным составам и колоннам танков, автомашин, по передвижению войск и аэродромам противника. В начале августа бомбардировщики в составе полка нанесли бомбовый удар по аэродрому врага в районе Миллерово, где было сосредоточено около двухсот фашистских самолетов. Полковую колонну пикировщиков возглавлял сам Иван Семенович Полбин.
Экипажи, ведомые бесстрашным командиром, прорвались через ураганный зенитный огонь. Но не успели еще рассеяться облачка от разрывов снарядов, как на "петляковых" напала четверка "мессеров". Экипажи бомбардировщиков встретили их дружным огнем. До выхода на боевой курс штурманы и стрелки-радисты отбили несколько атак, полковая колонна не потеряла при этом ни одной машины. Удалось без потерь пробиться к цели и успешно выполнить боевую задачу. Рядом с мужественным командиром шел на цель его воспитанник-командир звена Л.В. Жолудев, который стал впоследствии Героем Советского Союза и в звании генерал-лейтенанта авиации продолжительное время был заместителем министра гражданской авиации СССР. Когда приземлился самолет Полбина, на его плоскостях и в фюзеляже авиамеханики насчитали свыше 70 осколочных пробоин.
За годы войны экипажи ПЕ-2 боесоединений Полбина с большой эффективностью использовали свою "вертушку" при уничтожении наиболее важных и сильно защищенных военных объектов гитлеровцев. Этот оправдавший себя тактический прием был взят на вооружение всеми пикировщиками советской фронтовой авиации.
С именем генерала Полбина связано открытие новых качеств бомбардировщика ПЕ-2. Когда советские войска вели наступательные действия на Западной Украине, произошел такой эпизод. Летчик В.Панин, вернувшись с боевого задания, не торопился произвести посадку, неожиданно для всех начал выполнять фигуры высшего пилотажа, которые на ПЕ-2 делать не разрешалось. Командир полка строго намазал летчика Панина за самовольство. Случай этот стал известен командиру авиакорпуса И.С. Полбину. Он вызвал Панина к себе, долго и подробно расспрашивал летчика о том, как он смог на многотонном бомбардировщике выполнять фигуры высшего пилотажа.
После беседы генерал Полбин отпустил Панина отбывать наказание на гауптвахте, а сам вызвал инженера и дал ему задание самым тщательным образом проверить состояние панинской машины.
Вскоре инженер доложил командиру корпуса:
-Самолет исправен. Никаких разрушений и деформаций его частей не замечено.
Спустя несколько дней Иван Семенович сам поднялся на "пешке" в воздух и над аэродромом выполнил каскад фигур высшего пилотажа. Все наблюдавшие за полетом пришли в восхищение.
После посадки Полбин, выйдя из кабины, сказал летчикам:
-Вы знаете, это не машина, а чудо. Мы сейчас можем выполнять боевые задания и без истребителей. Вот наш истребитель и бомбардировщик,-указал он на стоявший самолет "Петляков-2".
После этого эпизода ПЕ-2 стал в корпусе многоцелевым самолетом. На нем летчики свободно маневрировали, не остерегаясь допускать перегрузки. А отдельные экипажи довели бомбовую нагрузку до 1100 и более килограммов вместо 600-700, предусмотренных инструкцией.
...Опасные задачи встали перед бомбардировщиками, когда войска 1-го Украинского фронта в районе Бреслау оказались в тяжелом положении. Понимая всю необходимость в поддержке пехоты с воздуха, генерал Полбии решил лично вести своих крылатых питомцев на боевое задание. Перед вылетом он был бодр, весел.
В назначенный час мощная колонна пикировщиков появилась над Бреслау. За Одером начинался лесной массив. Часть его уже находилась в руках наших войск. Ведущий повел колонну самолетов на десять градусов левее и подал команду к перестроению. Вытянувшись в "пеленг", "пешки" прошли над южной окраиной Бреслау, занятой советскими войсками, и сразу же наткнулись на плотный заградительный огонь вражеских зенитных батарей.
Лавируя между разрывами снарядов, генерал Полбин вывел колонну на цель. Внизу показалось большое скопление танков и автомашин. Ведущий первым ввел самолет в пике. Черные коробки танков и автомашин неслись навстречу, увеличиваясь в размерах.
-Бомбы сброшены!-доложил штурман.
Взрыв! Второй... третий! Самолет, будто лодка на гребне волны, плавно выходил из пикирования. Земля, опрокидываясь, медленно уплывала вниз. За стеклами фонаря пилотской кабины снова заголубело небо. И вдруг машину со страшной силой тряхнуло, и в кабину с грохотом ворвался едкий, удушливый запах серы. Стало темно и нечем дышать...
-Товарищ генерал! Иван Семенович!-закричал правый ведомый Полбииа лейтенант Белаш.
Раньше молодой летчик обычно оказывался в верхнем этаже "вертушки". На этот раз командир корпуса включил его в состав своего флагманского звена, и теперь он шел за ведущим. При выходе из пике летчик Белаш первым увидел, как вздрогнул и на мгновение замер окутанный дымом самолет генерала и как потом он стремительно понесся к земле.
В эти секунды летчику показалось, что у него остановилось сердце. Странная тишина оглушила его. Он не слышал ни посвисти ветра за стеклами кабины, ни гула моторов своего самолета. Видел только, как горящая машина уносила любимого командира все дальше и дальше в бездонную пропасть...
-Товарищ командир! Иван Семенович!-продолжал кричать Белаш, сознавая, что бессилен чем-либо помочь генералу.-Только бы город пролетел, только бы не врезался в крышу,-лелеял он в душе последнюю надежду.
И самолет вдруг выровнялся, взмыли понесся над безжизненными развалинами сгоревших домов на восток, к Одеру. "Туда, скорее туда,-мысленно напутствовал его молодой летчик.-Там ровная площадка на берегу, там близко свои..."
Белаш догнал самолет генерала, летел выше и следил за ним. Он видел, как "Петляков-2", оставляя позади две черные борозды дыма, несся над городом. Летчик готов был даже считать дома, которые осталось пролететь, умолял, требовал-скорее!..
Впереди открылась круглая, как блюдце, площадь. На ней, у стены многоэтажного дома, стояло несколько зенитных орудий.
Языки пламени вдруг охватили левый мотор, и самолет, свалившись на крыло, пошел вниз. Скользнув по асфальту, он врезался в фундамент дома. Грянул взрыв. Над площадью высоко в небо взметнулось облако дыма и пыли.
Так накануне победы оборвалась жизнь прекрасного летчика-новатора, доблестного генерала нашей авиационной гвардии. Он погиб, выполняя свой последний, 157-й боевой вылет.
А. Федоров
Источники
Герои Советского Союза - ульяновцы. - Ульяновск, 1975
Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь. Т.2. М.:Воениз.1988.
Люди бессмертного подвига. Москва "ПЛ" т.2 1975 г.
Помянем, мужики. Он того заслуживает. Могилу не нашли. Похоронили символически. Во Вроцлаве есть памятник. Был я там в этом году.
1967- при пожаре во время предстартовых испытаний КК 2Аполлон" погибли астронавты В. Гриссом, Э. Уайт, Р. Чаффи
А вот оно из других источников.
27 января
1905. (14.01 ст.ст.) Родился дважды Герой Советского Союза Гвардии генерал-майор авиации И.С.Полбин
1905. (14.01 ст.ст.) Родился дважды Герой Советского Союза Гвардии генерал-майор авиации И.С.Полбин
1923. Родился военный летчик В.А.Алексенко
1931. Начало перелета Ф.Б.Фариха и В.Б.Цыганова на У-2 Красноярск-Дудинка и обратно. До 11 марта У-2 пролетел 4392 км за 35 ч летного времени - первый дальний перелет легкого самолета в Сибири
1937. Родился летчик-испытатель Л.Н.Чесноков
1940. Родился летчик-испытатель Ю.А.Пронин
1946. родился Заслуженный летчик-испытатель РФ А.В.Махалин
1959. Первый полет дальнего реактивного лайнера Convair 880
1966. На КАПО им. С.П.Горбунова завершена постройка первого серийного Ил-62
1966. Первый полет серийного самолета Ан-22 выпуска Ташкентского авиазавода
1967. Катастрофа во время предстартовых испытаний КК «Аполлон» в США - при пожаре погибли астронавты В.Гриссом, Э.Уайт, Р.Чаффи
1970. Начата разработки первого отечественного двухконтурного форсажного двигателя Д-30Ф6 для истребителя-перехватчика МиГ-31
1975. В январе в НПП «Аэросила» создан воздушный винт АВ-24 АН для Ан-28 с ТВД-10
2001. Самолет Ан-70 (UR-NTK), принадлежащий киевскому АНТК им.Антонова, потерпел аварию под Омском во время проведения испытательного полета в условиях низких температур. Из-за отказа двух двигателей сразу после взлета самолет с высоты 15-20 метров рухнул в нескольких сотнях метров от взлетной полосы. Благодаря мастерству членов экипажа, сумевших в считанные секунды перевести самолет в режим планирования и мягкой посадки на снежное поле, пострадали только 4 человека из 32 находившихся на борту.
Это сообщение редактировалось 27.01.2006 в 16:29