Одновременно с Су-25 проходили испытания Як-38, но все попытки летчиков морской авиации выполнить на нем полеты заканчивались с большим риском для жизни.
В один из дней, при взлете, Як никак не мог набрать высоту: условия высокогорья, жара и недостаточная тяговооруженность не позволяли ему продолжить полет. Тогда летчик сбросил на полосу одну из ракет, которая, ударившись о бетонку и частично разрушившись, осталась там лежать. В любой момент мог произойти взрыв. После того, как все были удалены с аэродрома, в поединок со смертью вступил офицер управления вооружения ГНИКИ, кандидат технических наук Ершов. Действия офицера напоминали операцию хирурга по удалению опасной опухоли: одно неосторожное движение, и последовала бы неизбежная гибель. Умелые действия специалиста позволили обезвредить ракету. На войне, как и в мирной жизни, подвиг оценивается степенью риска, самоотверженностью и духовным порывом человека, поставившего себя на грань жизни и смерти во имя других людей. Если оценивать поступок офицера Ершова по этой шкале высшей нравственности, то иначе, чем подвигом, его не назовешь.
Но это не единственный случай, связанный с эксплуатацией Як-38. Эти самолеты были помечены какой-то роковой отметиной, систематически продолжая ломаться и падать. В следующий раз при подъеме на высоту 15 метров самолет не смог дальше выполнять полет и упал вместе с летчиком и полным боекомплектом на полосу. Чудом не взорвавшись, он загорелся. Первыми на помощь летчику и на тушение загоревшегося самолета бросились военнослужащие из Ахтубинска Павлив Р.В., Редин В.К. и Бабаков Н.И.
Прапорщик Бабаков Николай Иванович смог оперативно потушить пожар, а Павлив Р.В. помог летчику, получившему серьезную травму во время падения, вылезти из кабины. После этого случая программу сравнительных испытаний самолета Як-38 решено было свернуть.
©
Операция «Ромб». Из истории афганской войны — Ахтубинский пилот