Вот зачем Китаю нужны авианосцы:
Китай ставит на супертанкеры
18.05.07 17:19 ШОС и ситуация в азиатском регионе
Китай готовится к увеличению поставок нефти из-за рубежа. Газета International Gerald Tribune вчера сообщила, что Пекин приступил к реализации планов по наращиванию своего флота супертанкеров. Китай, занимающий второе место после США по объему импорта нефти, стремится увеличить эффективность и безопасность поставок энергоносителей морским путем.
В настоящее время Китай располагает 25 супертанкерами водоизмещением более 300 тыс. т. По данным International Gerald Tribune, их число должно возрасти до 90 штук, но точные сроки реализации программы пока неизвестны. Вместе с тем уже до 2012 года китайские компании-перевозчики, среди которых China Merchants Group, China Ocean Shipping, CSC Nanjing и China Shipping Group., должны заказать 65 супертанкеров на общую сумму 7,1 млрд долл.
Экономика КНР, темпы роста которой в минувшем году составили 10,7%, а в первом квартале текущего — 11,1%, требует все больше «черного золота». В 2006 году Китай импортировал 162,87 млн т нефти, что составляет 47% от объема ее потребления в стране. По прогнозу экспертов ведущей нефтегазовой корпорации КНР China National Petroleum Corp., к 2010 году импорт нефти возрастет до 200 млн т ежегодно и будет составлять уже 50% от общего потребления. При этом около 90% поставок углеводородов сейчас идет морским путем.
Приступить к решению задачи по увеличению числа супертанкеров во многом стало возможно благодаря достижениям китайского судостроения. Первый танкер водоизмещением 300 тыс. т сошел с верфи крупного северного порта Далянь в 2003 году. Сейчас в КНР уже шесть предприятий, занимающихся строительством подобных судов.
Необходимость в супертанкерах обусловлена и расширяющейся географией импорта. Так, в 2006 году председатель КНР Ху Цзиньтао и президент Венесуэлы Уго Чавес договорились об укреплении энергетического сотрудничества. До 2012 года Пекин инвестирует 5 млрд долл. в развитие нефтяных мощностей Венесуэлы. Каракас, в свою очередь, к 2010 году увеличит экспорт нефти в Китай с нынешних 150 тыс. барр. в сутки до 500 тыс. барр. в сутки. Супертанкеры как нельзя лучше подходят для перевозки углеводородов на такие большие расстояния.
По мнению эксперта Центра «Открытая экономика» Петра Козьмы, на фоне снижения использования угля в энергетическом секторе КНР значимость нефти для страны будет неуклонно возрастать. При этом Пекин заинтересован не только удовлетворить текущее потребление, но и создать стратегические запасы. «Перед правительством, в частности, стоит задача обеспечить наполнение резервных нефтехранилищ, которые сейчас строятся усиленными темпами», — отметил эксперт РБК daily. В 2006 году Китай начал закачивать нефть в резервуары первого стратегического хранилища в провинции Чжэцзян. В ближайшее время завершится строительство еще трех подобных объектов в провинциях Чжэцзян, Шаньдун и Ляонин. На начальном этапе совокупный объем хранимой в них нефти составит 10—12 млн т, но постепенно будет увеличен до 28 млн т.
Вместе с тем Китай преследует цель не просто увеличить число супертанкеров, используемых для импорта нефти, но и поставить их под свой контроль. Согласно планам Пекина, к 2015 году более половины всех имеющихся супертанкеров должно принадлежать китайским компаниям-перевозчикам. «Это важно, если Китай столкнется с какими-либо геополитическими вызовами, — прокомментировал РБК daily эксперт по энергетике Chatham House Джон Митчелл. — Эти вызовы могут исходить как от ведущих мировых держав, способных ввести против Китая санкции или ограничения, так и от международных судовладельцев и компаний-перевозчиков».
Информационно-аналитический ресурс о событиях в мире после распада СССР. Раздел наследства и стратегические цели России, США, Китая, других стран в 21 веке. События, тенденции, комментарии.
//
www.warandpeace.ru