Не пароход но транспорт и с довольно интерестной судьбой. надеюсь прибалтийские товарищи поправят если допущу ошибку
«ЯН ТЭЭЯЕР» 1926-1940
1926 г/п. Сааремаа.Эстония 371 брт. 40/9.72/?м..,
Трехмачтовая шхуна. Водолей.
Построена в 1926 г на Сааремаа, Руководил постройкой мастер Матис Хонсеэ
29.10.1940 национализирован при вхождении Эстонии в состав СССР и включен в состав Эстонского государственного морского пароходства (Таллинн) – CCCР.
Во второй половине августа 1941 года из Центральной тюрьмы на "Jaen Tear" были доставлены заключенные - 450 мужчин и 34 женщины.
28.08.1941 года оставлен в Таллинне из-за нежелания экипажей покинуть порт.Выведенна на рейд, где стояла несколько дней условия все ухудшались.Уменьшались порции, было мало воды со шхуны сбежал экипаж, разобрав мотор. Охрана пыталась ремонтировать или идти под парусом. пытались привлечь внимание кораблей, готовых для ухода в Ленинград. Но на буксир ее не взяли, затея с мотором и парусом не удалась. охранники ушли. Заключенные вышли из трюмов и под руководством капитана Брауна и нескольких моряков удалось направить корабль к берегу у Кадриорга. В одной из кают - дела на каждого заключенного.Подняли эстонский флаг, но с берега обстреляли - флаг спустили и несколько человек поплыли к берегу. В тот же день на шхунуприбыл немецкий офицер. Захвачена немцами.
29 августа на буксире введена в Купеческую гавань, где проведено дознание.
В 1944 году на "Jaen Tear" эвакуировались в Швецию беженцы из Эстонии. После окончания войны корабль был возвращен в Советский Союз и зачислен в Эстонское Морское пароходство.
В декабре 1945 года, получив на борт груз сигарет, овса, сухарей и печенья, корабль отправился в сааремаский порт Яагараху (бухта Кихельконна). Капитан Саадре подал морской протест капитану Таллиннского порта - он считал, что судну с деревянным корпусом опасно выходить в открытое море при сложившейся ледовой обстановке. Но приказ о выходе был подтвержден и шхуна двинулась в путь. После преодоления ледового поля и выхода на открытую воду в районе Суурупи, были обнаружены многочисленные течи в трюме и машинном отделении. За "Jaen Tear" следовал пароход "Сальми", с него услышали крики о помощи. Команда была снята, саму шхуну взяли на буксир, но она тем не менее вскоре затонула.
Следствие капитана оправдало.