> Ассиметрия тяги это по руссски "непосредственное управление вектором тяги"
Я знаю, что я написал. Но если непонятно, расшифровываю :
Несущий винт вертолета снабжен автоматом перекоса, который циклически изменяет шаг лопасти, 1 цикл на оборот винта. В результате изменения шага, распределение подьемной силы винта по плоскости меняется - с одной стороны ее становится больше, с другой меньше. Это значит, что хотя вектор подьемной силы по прежнему направлен точно вдоль оси НВ, он более не проходит через центр масс, и вертолет начинает заваливаться в ту сторону, с которой подьемной силы меньше. Это называется создание управляющего момента, и это ПОЛНОСТЬЮ аналогично тому, что делают двигатели ориентации ЛМ. А как думаете, почему в пилоты ЛМ вертолетчиков набирали?
ПОСЛЕ того, как вертолет наклонился, боковая составляющая вектора тяги НВ создает боковую силу, которая создает боковое ускорение, которое создает боковую скорость. Вы посмотрите на любой вертолет - когда он куда-то летит, он ОБЯЗАТЕЛЬНО наклоняется именно в ту сторону в которую летит. Точнее, в которую ускоряется.
Старый и rate007 не совсем правы - КК Союз, например, равно как КК Шаттл, при маневрировании при стыковке пользуется двигателями ориентации как тяговыми - т.е. меняет направление вектора тяги без изменения направления корпуса. Но он это делает вынуждено, поскольку нужна ориентация на стыкузел. При подъеме орбиты, и тот и тот используют двигатели орбитального маневрирования, которые таки опять же жестко закреплены на корпусе.