Ледокол-паром "Байкал"
Ледокол-паром "Байкал" был сделан в Англии на заводе Армстронга специально для работы на Байкале.
Строился он с 1895 года, а затем по частям, по воде и по суше, по железной дороге и на лошадях доставлен в село Лиственничное на Байкале, напротив станции Байкал. Здесь под руководством корабельного инженера В.Заболоцкого рабочие-строители и технические специалисты собрали ледокол. Несколько десятков моряков, водолазов, рабочих прибыло сюда из европейской России. Были построены мастерские и обширный док.
17 июня 1899 года в присутствии генерал-губернатора Горемыкина, высоких чинов и, конечно, строителей ледокол спустили на воду.
До начала функционирования Кругобайкальской железной дороги он работал в качестве железнодорожного парома и одновременно ледокола, курсируя от порта Байкал до станции Мысовая.
"Байкал" считался по своим размерам вторым ледоколом в мире. Длина 88,5 м, ширина 17,5 м. Команда 200 чел.
Грузоподъемность 4200 тонн. На 3 рельсовых путях парома размещались 27 двухосных вагонов с грузом и паровоз.
Расстояние от порта Байкал до станции Мысовая (73 км) паром преодолевал за 4,5 часа. Ледокол был в состоянии взламывать метровый лед.
В августе 1918 года "Байкал" был расстрелян из пушек белочехами и затонул у ст. Мысовая.
Ледокол "Ангара"
Контракт с фирмой "Сэр В. Г. Армстронг, Витворт и К0" в Ньюкасле был заключен в конце 1898 года. В течение первой половины 1899 года части вспомогательного ледокола были доставлены в Ревель (ныне Таллинн), откуда по железной дороге они прибыли на Байкал. Сборка ледокола началась 18 июня 1899 года. Работы шли ускоренными темпами, среднесуточное количество рабочих на сборке - 290 человек. Стоимость постройки ледокола составила 770704 рублей.
Спуск ледокола, получившего название "Ангара", торжественно, с молебном, состоялся 25 июля 1900 года в полной готовности, а 1 августа он включился в работу переправы. "Ангара" выглядела изящной. Небольшая надстройка, высокие, скошенные назад трубы создавали впечатление стремительности, заваленные внутрь борта придавали ей сходство с "Ермаком" - детищем той же фирмы, первым в мире линейным ледоколом. Размерения судна: длина - 61 м, ширина - 10.7 м, высота борта - 7.6 м, осадка кормой при полной загрузке достигала 4.7 м. Установлено было четыре огнетрубных котла локомобильного типа. В качестве топлива использовался каменный уголь из Черемхова, запаса его в 230 т хватало на 115 часов хода судна, одна паровая машина тройного расширения (такая же, как на "Байкале") вращала гребной винт диаметром 3.5 м. Для пассажиров 1-го и 2-го классов оборудованы каюты на 60 мест. Помещение 3-го класса на 100 мест располагалось в кормовой части ледокола. Во время русско-японской войны "Ангара" брала на борт 1000 человек. Для размещения груза и багажа имелись два трюма емкостью 653 м³ и грузоподъемностью 250 т. Корпус ледокола - стальной, клепаный, толщина ледового пояса 25 мм.