Идея конфигурации корпуса не Макарова.
Первый в мире ледокол был построен в России в 1864 году кронштадтским купцом М. Бритневым путем перестройки носовой части буксира «Пайлот» таким образом, что судно могло вползать на лед и давить его своей тяжестью. «Пайлот» имел в длину 20 метров. Его двигатель был мощностью 85 лошадиных сил.
В 1899 году по чертежам адмирала С. О. Макарова (1849 — 1904) был построен первый арктический ледокол «Ермак» водоизмещением 8 тысяч тонн и мощностью 10 тысяч лошадиных сил. Длина «Ермака» — 93 метра, ширина — 23 метра. Он долгие годы был самым мощным в мире ледоколом.
Летом 1900 года "Ермак" совершает свой первый арктический рейс, окончившийся неудачно в районе острова Шпицберген из-за слабости носовой части ледокола. Поэтому его отправляют на завод для достройки новой носовой части. В январе 1901 года достройка была закончена, и уже в мае "Ермак" снова уходит в арктическую экспедицию. Однако у северной части Новой Земли ледокол зажали сплошные торосистые льды, что сделало его дальнейшее плавание невозможным...