Внезапно
Материал из Lurkmore
(±)Опубликованная версия была досмотрена 23 июня 2011. В черновой версии
предлагается 22 изменения.
Перейти к: навигация, поиск
«
…
// Дальше — lurkmore.ru
Попалась на глаза статья про свойства пропана, как ракетного топлива:
"Двигатель" №5 (59) 2008 г. ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ СОЗДАНИЯ ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ С ИЗМЕНЯЕМОЙ СТЕПЕНЬЮ РАСШИРЕНИЯ СОПЛА в которой промеждупрочим сказано:
Если перед заправкой в ЛА этан или пропан подвергнуть охлаждению до температуры -180 °С, то плотность жидкого топлива возрастает до 670…750 кг/м3, т.е. становится всего на 5…10% меньше плотности авиационного керосина при нормальных условиях. Следует отметить, что ни водород, ни метан таким свойством не обладают. В результате суммарный относительный хладоресурс пропана, взятый относительно его теплотворной способности при температуре хранения в баке минус 180°С, оказывается близким к хладоресурсу жидкого водорода и в 1,7 раза превосходит суммарный хладоресурс метана. Масса пропана, которая может поместиться в топливном баке одной и той же емкости, в 1,4 раза превосходит массу метана и в 12 раз - массу водорода. Температурный диапазон, при котором это топливо находится в жидком состоянии, позволяет использовать доступный и дешевый азот в качестве рабочего газа, заполняющего топливную систему.
Хм. думаю я, и беру в руки Пропип, который мне нечеловеческим голосом говорит, что Иу пропан-LOX в соотношении 1:3,62 при скромном давлении 150атм, составляет 4200м/сек в вакууме и 3200м/сек на у.м. И тут мне на глаза попадается статья про "стальную птицу" (на 90% из стали и никелевых сплавов) - "Валькирию" ХВ-70 (
XB-70, Описание, ТТХ ) где сказано:
-взлетная масса 240тонн
-масса конструкции сухая 58тонн
-топлива 138тонн
-ПН 44 тонны
Причем статья про "Валькирию" как то "выскочила" после статьи про Х-33...ну, тут и понеслась
Строим АКС сухой массой 60 тонн, с ЖРД на пропане-LOX. Ничего сложного и нереального - хоть "Валькирия" и не входила в атмосферу со скоростью 8км/сек, зато она летала со скоростью 3М и сделана не из композитов и титана, а из стали. Так, что запас есть. А пропановые двигатели умеренного давления закрытой схемы не сложнее, а может и много проще, керосиновых.
Наш АКС имеет стартовую массу 1118,5 тонн, из них:
-сухая масса АКС - 60 тонн (в т.ч. ЖРД тягой 1400 тонн массой ~15 тонн)
-ПН - 50 тонн
-внешние подвесные алюминиевые баки на 900 тонн (2х450) топлива - 8,5тонн (по аналогии с кислородным баком блока Ц "Энергии")
-топливо 1000тонн (в т.ч. бортовой запас в ~100тонн)
Баки сбрасываются при достижении скорости ~7500м/сек, на орбиту не выходят, но сгорают в атмосфере. Так, что ни космического мусора, ни зон падения. Алюминиевые баки и стоят довольно дешево.
Чем не АКС?
P.S. Мое IMHO -при создании Х33/Venture Star американцы пошли по правильному пути. Вертикальный старт-аэродинамическое торможение-горизонтальная посадка путь правильный. Заигрались они с водородом