Тема изначально провокационная
. Защищать можно обе точки зрения. Вот, скажем, некоторые "аргументы" в пользу превосходства российской космонавтики.
Шаттл на практике слабее Протона по ПН. Из-за ограничений по безопасности Шаттл не берёт ПН больше 15 тонн. Надо ли напоминать, что ПН Протона превышает ето число более чем на треть?
Аполлон имел всего 6 м3 объёма кабины. Союз - 9, ещё и шлюз как бесплатное приложение, а не только туалет. Что, естественно
сказалось на результатах - на Союзе и сейчас можно летать - и летают, кстати, те же американцы (помнится, администратор НАСА назвал Союз самым надёжным КК), а Аполлон давно пылится в музеях.
Джемини - при всём уважении к некоторым положительным качествам Старого - делался как промежуточный корабль; тесный, неспособный к стыковкам с переходами без скафандров... Союз же делался как первый "профессиональный" корабль. Не без досадных упущений, которые сказываются до сих пор (диаметр капсулы, скажем), но сравнивать Союз, особенно современный, с Джемини некорректно. Нельзя обижать маленьких.
То, что Буран превосходил Шаттл по ключевым техническим параметрам, вроде не оспаривается
. Хорошо.
Ракеты Союз и Протон превышали ракеты Америки по ключевому для "рабочих лошадей" параметру - экономичности. Тяжёлые - сознательно, так дешевле; американцы постепенно до этого доходят.
Одним из доводов к тому, что Скайлэб уступал если не Салютам, то уж точно Миру, служит то, что американцы теперь строят ОС как Мир - а не Россия ОС как Скайлеб. Конечно, Скайлэб не мог и такой длительный срок службы как Салюты 6 и 7 обеспечить, поэтому даже Салютам Скайлэб проигрывал... по крайней мере, по некоторым важным параметрам.
Ракетно-космические школы в СССР куда сильнее таковых в США. Одни учебники чего стоят. Опять же, это мы их сейчас учим, а не они нас
.
Ну и так далее...