ПОЛЕТЫ ВО СНЕ И НАЯВУ
Проходи время и невольно вспоминаешь, а с чего то это все началась? И приходишь к выводу, что как все земное началось с аэроклуба. В разные годы система ДОССАФ (Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту) называлась по разному – от Осоавиахима до ОСОУ, но суть остается все та же. Да, многие выдающиеся летчики, танкисты и моряки прошли состему допризывной подготовки, но это не умаляет значения этой системы и сейчас. Как же все начиналось?
Да элементарно просто. Пришел в свое время в здание по Плехановской улице в Харькове, поднялся на третий этаж и нашел комнату записи на парашютный кружок. Конечно, там готовили и планеристов, и пилотов, но отчего-то хотелось проверить себя с парашюта. Это так же романтично и страшно, как и полеты на самолете. Инструктором был Слава Будников, бывший вэдэвэшник. Вел он занятия просто и ясно. Как сейчас принято говорить, доходчиво. Был там и первый мой друг детства по аэроклубу Паша Федан. Позже, когда я приезжал домой, уже будучи офицером, оказалось, что Паша заезжал ко мне домой. Но старший брат просто отправил его домой, в Молочанск Запорожской области. Так мы разошлись и надолго. И были там девушки. Кто пришел сам по себе, кто из-за естественного интереса к авиации. Но Паша ухаживал за единственной красавицей на нашем курсе подготовки – девушкой из Полевой. Кого там только не было! И занятия давались легко и без особого напряжения. И вообще все было так просто. Парашют ПД-47, на котором должны были прыгать, уже отрабатывал свое и его должны были списывать, но мне повезло. Я еще застал его квадратный купол и, как сейчас, помнится и шелест ветра в стропах, и подтягивание передних строп для разворота. В общем, нам давали первый на тот этап парашют, не самый лучший, но и не худший изо всего, что было в системе.
Но вот подошло лето и пора прыжков с парашютом стала реальностью. Мы должны были выполнить по три тренировочных прыжка с парашютом, а позже – то есть на следующий год, готовиться на второй разряд. Такая была жесткая система подготовки будущих десантников. Но не это запомнилось, а то, что перед небом все равны. Мы отпрыгали на наземном тренажере Проничева, побегали по летному полю, а я посмотрел на даль, которая расстилалась вокруг и представил, что когда-то в военные годы и этот аэродром был боевым. И садились на нем боевые истребители – Як-3 или Ла-5. И тяжело приходилось фрицам при встрече с нашими бойцами. И не только это, а и многое другое виделось наяву.
Однако все хорошее начинается с гула авиадвигателя Ан-2. Сколько себя помню, прыгали мы только с этого трудяги авиации. И никаких вертолетов или других самолетов даже близко не было. Десять, максимум двенадцать, человек на борту, плюс выпускающий – инструктор. И в синеву неба ползет по растянутой кривой трудяга АН-2. Мы заранее сами уложили парашюты перед первым прыжком (это правило запомнилось навсегда, укладывать самому свой парашют, чтобы потом никому не было обидно, если что-то не так произойдет). Ранним утром мы спешили на аэродром, успевая на первый автобус или автомашину, отъезжающую от здания аэроклуба. А на аэродроме уже кипела суета: получали парашюты, грузили в автомашину аэродрома, собирались в квадрате на летном поле. Где-то навдалеке прогревал мотор АН-2, и так по домашнему все это было. Я не попал на первый взлет, так как вес у меня был 54 килограмма, а это согласитесь для юноши 17-ти лет несколько маловато. Вот мы и спорили с Аней кто прыгает последним, чтобы никто не сел на голову сзади. Это, конечно же, были шутки. Но все равно приятно было вспомнить. Но вот и я в салоне АН-2 и машина начинает разбег по летному полю. Плавный отрыв и наконец-то ты начинаешь осознавать, что теперь все зависит от тебя самого. До этого ходили легенды как инструктор со всей дури выталкивал в спину упиравшихся курсантов, но я за годы моей практики о подобном только слышал. На практике такого не случалось. Смотришь не столько на лица притихших товарищей, сколько на землю, отдалящуюся и одновременно такую же родную, как и раньше. Легкие утренние облака не мешают набору и не закрывают окрестности. Я был вторым сзади и это настораживало, ведь сзади будет прыгать Аня. Но вот замигала красная лампа возле кабины пилотов и инструктор широко распахнул дверь, приказава проверить зацепку карабинов принудительного раскрытия парашютов. Мы к этому были готовы, но лишний раз не помешает убедиться, что к прыжку все готово. Зеленая лампа вначале салона и с криком «Пошел!» инструктор буквально провел первую девушку. За ней вторая, потом кто-то из парней. Когда подошла моя очередь, я только успел подойти к двери, поставить левую ногу у подножки и, резко оттолкнувшись, полететь вниз. Через три секунды плавное шелестение парашюта переходит в динамический хлопок и над головой вспыхывает белоснежный с желтизной купол ПД-47. Все удачно: значит, правильно уложил купол и никаких перехлестов или других неожиданностей не было. Осмотрелся на купол, потом на землю и увидел как прекрасен мир. Настроение превосходное, ниже спускаются ребята и девушки, а сзади, почти на мне, плавно спускается Аня. Первый прыжок тем и удивителен, что время растягивается до бесконечности. И кажется, что само снижение очень долгое и неизбывно прекрасное, как растянутое мгновение, растягивается до невозможности долго. Однако все ближе точка приземления, группируешься для встречи с землей, и вот мягкий удар и плавно растягиваешь приземление, заваливаясь на бок. Потом вскакиваешь, забегаешь по ветру, гася парашют сбоку. Прыжок на этом завершен. А сколько готовились: целый год!
Впереди еще два прыжка с парашютом и я, ну, почему не похвастаться?., рассказал друзьям детства где аэродром и как туда добираться от Солоницевки. Мы и раньше бродили в тех местах, поэтому подходы к аэродрому хорошо знали. И вот в один из дней, на втором прыжке, по моему, ребята показались на краю аэродрома. Я их увидел заранее и помахал рукой, но впереди – второй прыжок с парашютом. На этот раз погода тоже была удачной и мы отпрыгали хорошо. А потом, предупредив однокурсников, что уезжаю домой на велике, побежал к краю аэродрома и мы плавно, не торопясь, рассказывая об особенностях прыжков, пошли домой. Через лес это заняло всего навсего часов шесть пути. Но самый уникальный был мой третий прыжок с парашютом. Дело в том, что сводные таблицы прыжков составлялись заранее и очередность была известна за неделю.Вот поэтому и совпало так, что я прыгал в третий раз как раз в день сдачи экзамена по химии. Как это получилось и почему я не стал отпрашиваться заранее – не знаю! Может, сработал страх переиначит судьбу или подвести товарищей. Не знаю! Но что-то такое было и в другие дни моей жизни. Если что-то задумано, то должно быть выполнено. Так и в этот раз, несмотря на хорошую, сравнительно плотную кучевку, когда приходилось прыгать в облака, порывистый ветер переменного направления у земли, прыжки все же состоялись. Нас было поменьше, чем в первые разы, но желание не иссякало. В это прыжок я как раз получил легкие повреждения левого голеностопа, так как парашют у земли резко повело влево и я, несмотря на резкий и скоординированный разворот влево, слегка не успел довернуться полностью влево. В результате получил хороший, резкий удар по левой ноге, так как приземление было в основном на левую ногу. И этот прыжок многому научил, так как неизбывных прыжков не бывает. Каждый прыжок это опыт и он наиболее ценен, чем сильнее обстоятельства, препятствующие прыжку. Так и получилось, что приходила девушка из класса, меня ждали и каким чудом оказалось мое пребывание в школе на экзамене по химии. В классе никого не было, кроме меня, а обстоятельства сложились так удачно, что я вспомнил все условия задач и теория так и переполняла меня. Написал все за пол-часа, причем химичка даже не показывалась в классе, а вот ординаторша не раз заглядывала, чтобы убедиться – не списываю ли я? Самым интересным этапом было обсуждение оценки, так как оказывется химичка проверяла ответы моих одноклассников. Она попросила меня подождать, а спустя пятнадцать минут вызвала к себе в кабинет, расположенный рядом с классом. И тут то я был огорошен ее словами, что написал я на «пять», но никто не поверит, что я, неуч и бездарь в течение года, смог так быстро переиначить себя. Поэтому «четверки» волне достаточно, но учитывая мое опоздание в школу на экзамен и этого, как оказалось, много. Плэтому я не буду возражать, если она, учитывая все мои провинности, поставит мне « три»? Какой там возражать? Спасибо хоть дождались и все такое прочее пронеслось в голове. Да и в авиации не очень то и важна оценка по химии. Так мы и расставались со школой.
А в аэроклубе были приключения. Так девушка, за которой ухаживал Паша, не прошла медкомиссию (или испугалась самых прыжков), а за ней Паша не прошел, так как, как оказалось, он носил очки. А в очках прыгать невозможно! И эти железные правила срабатывали не раз. А на самих прыжках одна девушка вдруг после отделения от самолета и раскрытия парашюта повисла. Инструктор кричал ей в мегафон «Держи ноги, распрямись!», но бесполезно. Девушка ударилас о грунт, как и была. Мы думали, что стропа перехлестнула ей горло и сдавило ей дыхательное горло. Но когла подъехали к ней, то оказалось, что она лежит и улыбается. Слов не было! И такое бывает в авиации. Инструктор прямо спросил ее, что привело ее в такое состояние. На что получил ординарный ответ: «Мне было так хорошо, что казалось, я никогда не упаду!» Больше мы эту чудесную девушку на аэродроме не видели.
Были еще и случаи удивительных приключений, но запомнились только двое случаев. На втором курсе и на третьем. На втором мы прыгали под вечер, как запомнилось, в Вязьме-Брянской. Этот аэродром расположен между железной дорогой и поймой болот. Поэтому, несколько на возвышенности, на нем расположена бетонка с кусом 45 градусов, построенная еще в годы войны фашистами для обстрела Москвы самолетами-снарядами Фау-1. А сбоку наша бетонка, построенная уже в послевоенные годы курсом с севера на юг. Мы собирались на прыжки с центральной части аэродрома. Старшим был зам. начальника авиацентра, поэтому не о нем будет речь. А рядом уже подходила хорошая гроза. Облака клубились почти рядом и было страшновато прыгать в такой обстановке. Тут Юра Фатьянов подошел ко мне и стал уговаривать, чтобы прыгнуть. Ну, если человеку надо, то почему нет? Скажем так, уговорил. Занял Юра место в строю на мое место, а так вес был почти одинаковый, то никто внимания и не обратил. Юра, действительно, при росте выше меня вес имел почти такой же, как и у меня, где то около 64 килограмм. Пошел на взлет Ан-2 с этой группой и сердце захолодело от мысли что их ожидает. Плавно набрал высоту 900 метров, прямо под кромкой облаков, и начали выпрыгивать курсанты. Вдруг почти крайнего парня подтянуло в облака и он исчез. Но все это пропало из памяти, так как резкий порыв ветра отвлек внимание. Гроза уже была рядом, резкие порывы ветра срывались все чаще, началось выпадение дождя. Короче, дождь был рядом. Но его протягивало все сильнее на северо-восток, вдаль от аэродрома. А тут понесло всю группу не на аэродром, а через железную дорогу, в лес. Тут же на «Урал» влезли все, кто был свободен, и мы помчались выручать остальных. Я уже был не рад, что Юре доверил прыжок с парашютом. Тем более в списке же его не было! Мы подъехали к месту приземления и нам стало не по себе: рядом проходили линии электропередач, в столб от которой влетел головой начальник парашютно-десантной службы, рядом были огромные сосны. В общем, приключений хватало. Собрали парашюты и всех, кто прыгал. Сомнений о количестве прыгающих ни у кого не было. У меня даже выпадо из памяти имя Юры Фатьянова, так все были напуганы происшедшим. Конечно, происшедшее наложило отпечаток на жизнь и обстоятельства изменили отношение к происшедшему. Но время-то идет. И Юра своим ходом, занесенный вдаль от всей группы, спокойно приземлился на поляне в лесу, вышел на дорогу. А дальше своим ходом в сторону аэродрома. По пути встречал местных жителей, вступал в разговоры. А почему бы нет? Мы никакой военной тайны не разглашали, тем более местные не один год видели как рассекают над ними истребители Вяземское небо. Так что, когда выяснили, что паренек с аэродрома, да еще пешком, то наливали по чарке, распрашивали как служба, посылали подальше этого заместителя начальника и провожали дальше в счастливый путь. Короче, начальник ПДС с заместителем сидели на аэродроме и заливали горькой судьбу. Причем, начальник, рано поседевший капитан, все никак не мог досчитаться каски. А тут среди ночи стук в окно! Оказалось, что и каска, и два парашюта: основной Д-1 и запасной прибыли вместе с Юрой. Радости не было предела. Отправили Юру отсыпаться в казарму с запиской старшине, чтобы не будил пораньше. Благо было воскресенье.
А второй случай был с всемирно ивестным пилотом «Вовусей» из Поволжья. Были мы тогда в Кировабаде (сейчас Гянджа) в Азербайджане. И вот начальник ПДС уговорил командира авиаполка, чтобы нас побросать с парашютами под Кировабадом. Погода была, даже по утрам, очень жаркая и мы не принимали активного участия в подготовке к прыжкам. То есть нам укладывали парашюты бойцы, поэтому особого счастья на удачу не было. Взлетел Ан-2 и взял курс к точке выброски, а на этом месте бетонные поилки для скотины, масса выходов скальных выходов. Короче, место было не блестящее. Впридачу, возьмите очень высокую температуру окружающего вохдуха, где то градусов под 28 по Цельсию, конечно. Выбросили нас как в ад! Прыгаешь и чувствуешь, как горячий воздух мешает прыжку. Я прыгал с принудительным раскрытием парашюта и поэтому не особенно волновался. Только раскрылся купол, как на сердце стало легче. Ну, а внизу бетонные автопоилки, давно уже обезвоженные. Остались на память, так сказать. Приходилось выбирать между ними и выходами скальногь грунта, где только видели. Приземлились и прокляли тот день и начальника ПДС майора… А тут еще один залет: выбрасывают группу мастеров. Среди этой группы был и «Вовуся», который как раз выполнял свой полутаротысячный прыжок. Смотрим, отделяется парень, а за ним купол шлейфом и не наполняется. Проходит несколько мгновений, кажущихся вечностью, и тут выползает купол из запаски, плавно наполняется. Через несколько мгновений наполняется и основной купол. И на двух парашютах, торжественно, как будто это было так задумано заранее, спускается наш «Вовуся». Дай Бог ему здоровья и хорошего настроения! Вот так и проходила служба в ВВС. И плохое, и хорошее рядом. Да приходилось, что плохого было больше, но как то забывалось и небо над головой все чаще было голубым.