Российский профессиональный союз моряков направил Президенту РФ Д.А. Медведеву Обращение «О борьбе с морским пиратством в Аденском заливе». В нем говорится:
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Как известно, район Аденского залива из-за сложной внутренней обстановки в Сомали уже долгое время является весьма опасным для торгового мореплавания. Средства массовой информации регулярно сообщают о пиратских захватах морских судов различных стран и о захвате в качестве заложников экипажей этих судов, среди моряков - заложников часто встречаются российские моряки. Так, например, 22 января с.г. в Индийском океане сомалийскими пиратами было захвачено судно «Beluga nomination» с интернациональным экипажем, на борту которого находились филиппинцы, украинцы, поляк и два гражданина России: старший механик Исайкин Владимир Дмитриевич и 2-й механик Гудков Дмитрий Федорович.
По имеющейся информации, во время попытки освобождения судна катером береговой охраны Сейшельских островов пираты расстреляли Филиппинского моряка. Два моряка, в том числе, старший механик Исайкин В.Д. пропали без вести, и вероятность того, что они остались живы, крайне мала.
Сознательное убийство пиратами моряка с судна «Beluga nomination» означает кардинальный сдвиг в поведении сомалийских пиратов! До этого случая пираты сознательно не убивали моряков, которых брали заложниками, а если и бывали смертельные случаи, то они происходили не преднамеренно, а в результате несчастных случаев или стечения обстоятельств.
Меры, принимаемые правительствами стран и международным морским сообществом по предотвращению пиратства, не приводят к улучшению ситуации! Количество захватов продолжает расти, действия пиратов становятся все более изощренными, они научились успешно преодолевать колючую проволоку и взламывать цитадели, и с каждым очередным уплаченным выкупом улучшается их вооружение и растет техническая оснащенность. Пираты становятся все более жестоки по отношению к морякам - заложникам, а последний случай с экипажем судна «Beluga nomination» свидетельствует о том, что пираты переступили черту, которая отделяла захват судов от терроризма. Умышленное убийство моряков – заложников означает, что теперь морское пиратство ничем более не отличается от терроризма!
Международные морские организации BIMCO, Международная палата судоходства, INTERCARGO, INTERTANKO и Международная федерация работников транспорта после гибели моряка заявили, что морской отрасли придется рассмотреть все возможные варианты, включая альтернативные маршруты судоходства в обход Аденского залива, которые могут серьезно повлиять на транспортные расходы и сроки доставки грузов. Но даже, если прекратить судоходство в этом районе, что по экономическим соображениям практически невозможно, то пираты, как тараканы в поисках пищи, расползутся по всему Индийскому океану, а осуществлять конвоирование судов по всему Индийскому океану практически невозможно и еще менее эффективно, чем конвоирование судов в Аденском Заливе.
Каждое отдельно взятое государство на своей территории борется с терроризмом. Но воды Аденского залива лежат вне зоны юрисдикции отдельных государств, поэтому борьбу с пиратством в международных водах должны вести все государства: и государства стран судовладельцев, и государства стран, чьи моряки работают на судах и становятся жертвами пиратов.
На наш взгляд, для эффективной борьбы с морским пиратством в районе Аденского залива недостаточно осуществлять конвоирование и охрану судов. Невозможно бороться с тараканами, отгоняя их от пищи на столе, нужно травить и уничтожать тараканов. Аналогично нужно бороться с пиратством – необходимо уничтожать базы террористов на берегу, уничтожать оружие и плавсредства пиратов. В прошлые века применялись именно такие методы борьбы с пиратами.
По нашему мнению, необходимо принять резолюцию ООН о создании специальной группировки военно-морских сил, обладающей мандатом на уничтожение пиратов и пиратских баз на берегу. Необходимо ввести полную морскую блокаду Сомали, что означает, что любое плавсредство, выходящее за 12-мильную зону территориальных вод Сомали, должно досматриваться, а при отказе от досмотра, уничтожаться. Все остальные меры, такие, как продолжение оказания гуманитарной помощи, предоставление населению альтернативных пиратству способов зарабатывания средств к существованию, разработка международной системы уголовного преследования и наказания пиратов, должны осуществляться в развитие принятой резолюции. Ситуация, складывающаяся с пиратскими нападениями в районе Сомали, вызывает серьезную озабоченность Российского профессионального союза моряков, поскольку жизнь российских моряков, работающих в этом регионе, постоянно подвергается опасности.
Полагаем, что Российская Федерация, являясь членом Совета безопасности ООН, должна стать инициатором объединения усилий всех ведущих морских держав по борьбе с морским пиратством, как одним из видов международного терроризма. В связи с изложенным, просим Вас, Дмитрий Анатольевич, рассмотреть наше предложение о разработке такого рода резолюции и выступить с инициативой о ее принятии ООН.
Председатель РПСМ
И.Н. Павлов