Красная Звезда тоже дала публикацию
Красная Звезда - cамая полная, достоверная и оперативная информация об армии
//
www.redstar.ru
Двадцать лет назад, 20 января 1991 года, состоялось значимое для Вооружённых Сил России событие – на тяжёлом авианесущем крейсере «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» был поднят Военно-морской флаг. Корабельный состав флота страны пополнился принципиально новой боевой единицей.
Тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» на протяжении двух десятков лет является флагманом Военно-морского флота РФ. Единственному кораблю такого класса, предназначенному для полётов корабельной истребительной авиации, в Российском флоте равных нет.
Авианесущий крейсер поражает своими размерами и возможностями. Длина корабля составляет 303 метра, ширина – 72 метра, водоизмещение более 55.000 тонн, дальность плавания при экономичном ходе более 8.000 миль. Полётная палуба площадью 14.700 квадратных метров оснащена расположенной под углом 12 градусов взлётно-посадочной полосой. Наличие на нём мощного ракетного вооружения и авиагруппы в составе современных боевых самолётов классической аэродинамической схемы по праву ставит корабль в один ряд с авианосцами ведущих морских держав.
Как утверждают ветераны крейсера, каждый год в судьбе авианосца был значимым и сложно выделить самый важный период. Многие факты, связанные с историей этого корабля, примечательны. Он был заложен 1 сентября 1982 года на верфи Черноморского судостроительного завода в городе Николаеве. Николаевские заводчане к тому времени имели хороший опыт строительства больших надводных кораблей – именно там созданы первые советские авианесущие крейсера «Киев», «Минск», «Новороссийск» и «Баку», на которых использовались самолёты с вертикальным взлётом Як-36, затем Як-41. Но ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» отличался от предшественников и проектом, и размерами, и системами корабельного оружия, а самое главное, его уже можно было назвать полноценным авианосцем, с полётной палубы которого могли взлетать новые самолёты СУ-27К и МИГ-29К.
В 1985 году авианесущий крейсер был спущен на воду, а принят от промышленности в состав Военно-морского флота только в декабре 1990 года. Пять лет потребовалось на установку, монтаж и доведение всех корабельных систем и комплексов, проведение заводских ходовых и лётно-конструкторских испытаний.
В октябре 1989 года корабль впервые вышел в море. Уже через месяц были осуществлены первая в истории нашего флота посадка самолёта Су-27К лётчиком-испытателем Виктором Пугачёвым и первый взлёт с корабля самолёта МиГ-29К, пилотируемого лётчиком-испытателем Токтаром Аубакировым.
20 января 1991 года на корабле был поднят Военно-морской флаг, и этот день стал годовым праздником уникального крейсера. За год до этого авианосцу присвоили новое наименование. После «Риги», «Леонида Брежнева» и «Тбилиси» на борту корабля появилось имя выдающегося флотоводца Николая Герасимовича Кузнецова.
Большому кораблю – большое плавание, и в декабре 1991 года ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» совершил межфлотский переход на Краснознамённый Северный флот под руководством первого командира капитана 1 ранга Виктора Ярыгина, впоследствии вице-адмирала.
За прошедшие 20 лет корабль неоднократно принимал участие в учениях флота, успешно выполнил задачи пяти боевых служб в дальней морской зоне. С декабря 1995 года по март 1996 года экипаж с 15 самолётами и 11 вертолётами на борту осуществлял мероприятия боевой подготовки в Атлантике и Средиземном море. Именно тогда над Средиземным морем состоялись первые полёты палубной авиации ВМФ России под руководством легендарного лётчика Тимура Апакидзе. С отличной оценкой прошло лётно-тактическое учение в ближней и дальней зоне ПВО самолётами Су-27К с палубы ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». На отлично корабль выполнил и боевые упражнения – ракетные и артиллерийские стрельбы, а также достойно представил Андреевский флаг, совершив два деловых визита – в сирийский порт Тартус и на Мальту.
В развитие палубной авиации колоссальную энергию вложил Герой России генерал-майор Тимур Апакидзе. Он подготовил целую когорту пилотов корабельных истребителей, освоивших палубу ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Многие из питомцев Тимура Апакидзе, продолживших дело его жизни, впоследствии были удостоены звания Героя России. Сейчас даже сложно представить, что без наличия в стране боевого авианесущего крейсера все эти достижения палубников могли просто не состояться.
Помнят ветераны крейсера и сложный этап, который кузнецовцы называют периодом выживания. Восстановительный ремонт корабля длился несколько лет. Тогда силами членов экипажа и специалистов флота было сделано всё возможное для участия авианесущего крейсера в мероприятиях боевой подготовки по своему предназначению, в лётных испытаниях самолёта Су-27 КУБ в Баренцевом море.
Следующие боевые службы состоялись в 2004 и 2005 годах, во время которых в составе корабельной авианосной группы крейсер выполнял задачи боевой подготовки в Северной Атлантике.
С декабря 2007-го и почти до конца февраля 2008 года и в аналогичный период 2008-2009 годов моряки-североморцы отработали в полном объёме план боевой подготовки в Средиземном море. В каждом из этих походов состоялись сотни вылетов самолётов и вертолётов корабельной авиации, что позволило значительно повысить мастерство палубных лётчиков.
Целью дальнего похода 2008-2009 годов стало обеспечение военно-морского присутствия России в оперативно важных районах Мирового океана. Палубные лётчики совершили более 500 полётов, многие из них - в непростых условиях штормового моря. Все лётные смены прошли без замечаний, и после выполнения задач основного мероприятия пилоты вернулись в базу полностью боеготовыми. Моряки и авиаторы в очередной раз в море проверили своё умение работать слаженно.
С 2008 года экипаж возглавляет капитан 1 ранга Вячеслав Родионов (на снимке). Командовать любым кораблём сложно, а таким особенно. На ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» объём решаемых вопросов и их разнообразие очень велики. На командира ложится огромная ответственность за управление кораблём во время осуществления полётов истребительной авиации. Расчёт скорости движения корабля, направления и силы ветра должны быть досконально точными, так как любой просчёт может закончиться трагически.
Для капитана 1 ранга Вячеслава Родионова авианесущий крейсер - любимое детище. Он пришёл на корабль лейтенантом, ещё до сдачи крейсера промышленностью Военно-морскому флоту. Семь лет Вячеслав Родионов прослужил в штурманской боевой части авианосца, затем был назначен командиром БЧ-1 тяжёлого атомного крейсера «Адмирал Нахимов». После окончания Военно-морской академии им. Н.Г. Кузнецова он вернулся на Северный флот на должность старшего помощника командира тяжёлого атомного ракетного крейсера «Пётр Великий». В 2006 году Вячеслава Николаевича назначили старшим помощником командира ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», а через два года - командиром корабля.
Стоит один раз увидеть, как увлечённо капитан 1 ранга Вячеслав Родионов показывает гостям крейсер и рассказывает о его технических возможностях, чтобы понять, насколько он любит корабль, ценит труд служащих здесь людей. В свою очередь экипаж искренне предан своему командиру, уважает его за умение сочетать решительность и целеустремлённость с заботой о личном составе корабля.
Экипаж военного корабля по праву считается одной семьёй. На ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» эта семья огромна, в ней насчитывается около 2.000 человек. Численность личного состава увеличивается, когда крейсер выходит в море и на борт садится авиакрыло. Огромный корабль становится похож на возвышающийся над морем серый материк, населённый преданными своему делу людьми.
В каждый призыв на ТАВКР прибывает более 500 новобранцев. Как правило, из них до 10 процентов остаются служить по контракту. По словам заместителя командира корабля по воспитательной работе капитана 1 ранга Анатолия Горбунова, командование особенно заинтересовано в таких военнослужащих - они освоили воинскую специальность, знают специфику службы на крейсере и проявили себя в деле.
Крепкая дружба связывает экипаж корабля и администрацию Московской области, шефствующей над североморцами с 1994 года. Каждый призыв на авианесущий крейсер прибывают служить по призыву около 40 парней из Подмосковья, направленных на ТАВКР по линии шефских связей. Руководство Московской области постоянно проявляет заботу о моряках-североморцах: интересуется службой земляков, дважды в год навещает подшефных, оказывает адресную помощь кораблю, что позволило значительно укрепить его боевую и техническую готовность, провести реконструкцию кубриков и кают-компаний. Совсем недавно от администрации города Дмитрова Московской области на корабль доставили 270 рождественских подарков для детей «кузнецовцев». По решению шефов офицеры ТАВКР теперь имеют возможность, не покидая корабль, пройти обучение по гражданской специальности в Московской академии государственного и муниципального управления и получить дипломы о переподготовке. Учитывая специфику службы, обучение проводится дистанционно, что очень удобно для военнослужащих, которым вскоре предстоит увольнение в запас.
Рабочий день на крейсере расписан по часам. Здесь всё направлено на подготовку и выполнение основной задачи - обеспечение полётов корабельной истребительной авиации. И экипажу крейсера это удаётся, о чём свидетельствуют отзывы командования морской авиации СФ, неоднократно отмечавшего хорошую организацию взаимодействия между моряками и лётчиками.
Минувшей осенью вновь состоялся продолжительный выход ТАВКР в море. Экипаж успешно отработал морские элементы задачи К-2, выполнил боевые упражнения, а также провёл ракетно-артиллерийские стрельбы.
За 25 ходовых суток кораблём было пройдено более 4.000 морских миль. Моряки-североморцы обеспечили пять боевых полётных смен палубной авиации, что позволило всем лётчикам палубной авиации восстановить свою боеготовность и подготовить к самостоятельным полётам шесть молодых авиаторов. Тренировки состоялись в полигоне Баренцева моря под руководством Героя России генерал-майора Игоря Кожина.
Для экипажа ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» завершившийся учебный год был непростым, но большинство офицеров, мичманов, старшин и матросов проявили высокие профессиональные качества, старание и инициативу. По итогам 2010 года лучшими признаны ракетно-артиллерийская боевая часть, которой командует капитан 2 ранга Александр Конончук, и боевая часть связи под руководством капитана 2 ранга Павла Кузнецова. Эти подразделения лидируют по уровню организации службы, воинской дисциплине и достигнутым результатам в боевой учёбе. В числе лучших военнослужащих отмечены капитан 2 ранга В. Кузнецов, капитаны 3 ранга А. Бусырев, А. Гузун, И. Гераськин, А. Домрачев, майор В. Конюхов, капитан-лейтенант А. Веселовский и др.
Сейчас авианесущий крейсер на СРЗ-35 в Мурманске проходит восстановление технической готовности с частичной модернизацией отдельных комплексов. Уже в феврале предстоит сдача задачи по организации корабля, приготовлению его к бою и походу. В соответствии с планами боевой подготовки во второй половине года авианесущий крейсер приступит к выполнению задач в море - экипажу предстоит отработать цикл комплексных мероприятий в дальней морской зоне.