В дополнение:
"СПАСАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ПОДВОДНИКОВ
Спасательные надувные плоты (ПСН) в качестве коллективного спасательного средства применяются на флотах всего мира и считаются наиболее надежным спасательным корабельным средством благодаря скорости автоматического срабатывания, неуязвимости от ударов о борт корабля и другим положительным качествам.
Однако существовавшие десятилетия способы хранения, спуска на воду и задействования системы газонаполнения надувных камер плота требовали от личного состава аварийной подводной лодки выполнения ручных операций. В стрессовых ситуациях не исключались ошибочные действия экипажа, что подтвердилось при гибели 7 апреля 1989 года в Норвежском море одной из лучших советских атомных подводных лодок "Комсомолец", несмотря на личное мужество и стойкость моряков.
Основанием для совершенствования спасательных средств явилось совместное решение Главного управления судостроительной промышленности и Военно-Морского Флота в сентябре 1989 года, в соответствии с которым ЦКБ "Лазурит" и КБ "Связьморпроект" необходимо было решить задачу создания комплекса спасательного универсального КСУ-600Н для хранения и дистанционного автоматического выпуска спасательных плотов ПСНЛ-20.
Для выпуска спасательного плота разработчиками первоначально был проработан вариант силового привода на основе воздушного баллона, наполняющего газовой смесью оболочку механизма выпуска (ОМВ) из прорезиненной ткани, в процессе надува которой плот выталкивается из контейнера.
Учитывая положительный опыт работы с высокоэнергетическими источниками энергии на кафедре "Стартовые и технические комплексы ракет и космических аппаратов", доцент Молчанов И.Н. в 1990 году высказал предложение Главному конструктору КБ "Связьморпроект" Семенову О. Т. заменить разработанную в эскизно-техническом проекте газовую систему надува ОМВ на систему с использованием низкотемпературного порохового аккумулятора давления (ПАД).
При поддержке представителей 40-го Государственного НИИ Министерства обороны РФ Илюхина В.Н. и Власова Е.Н., по согласованию с заместителем директора Люберецкого НПО "Союз" Бритарёвым В.В. возможности разработки низкотемпературного аккумулятора давления, это предложение было одобрено заказывающим Главным управлением кораблестроения ВМФ и лично поддержано первым зам.главкома ВМФ адмиралом флота И.М. Капитанцем.
С этого момента БГТУ "Военмех" (ЛМИ им.Д.Ф.Устинова) стал соисполнителем работ по созданию КСУ-600Н. На всех этапах экспериментально-теоретических работ от ЛМИ им. Д. Ф.Устинова принимали участие специалисты кафедры"Стартовые и технические комплексы ракет и космических аппаратов": старшие научные сотрудники Жеребин А.И. (ответственный исполнитель), Шишков С.Н., Коркин С.Н. и ведущий инженер Козлов Г.Н.
В процессе разработки специалистами кафедры обоснована газодинамическая схема устройства для выпуска модернизированного плота ПСНЛ-20М комплекса КСУ-600Н-4, выданы необходимые исходные данные по массо-габаритным характеристикам источника энергии аккумулятора давления для его разработки НПО "Союз" (ныне ФГУП ФЦДТ "Союз").
Экспериментальная отработка механизма выпуска плота, построенного на основе низкотемпературного ПАД на твердом топливе, подтвердила разработанные специалистами университета проектные параметры системы "ОМВ-ПАД".
Руководитель составной части ОКР "Контейнер" Молчанов И.Н. как полномочный представитель БГТУ "Военмех" им. Д.Ф.Устинова принял непосредственное участие в предварительных и государственных испытаниях опытного образца комплекса КСУ-600Н-4, успешно завершенных в 2001 году на атомной подводной лодке "Гепард".
Генеральный конструктор - начальник бюро "СПМБМ "Малахит" Пялов В.Н. в газете "Санкт-Петербургские ведомости" (9 октября 2001 г.) дал высокую оценку средствам спасения экипажа в случае аварии подводной лодки: "...В процессе строительства ПЛ "Гепард", памятуя о тех трудностях, которые пережил экипаж "Комсомольца" при спуске спасательных плотов, мы предлагали оснастить лодку принципиально новыми приборами. Встречали возражения на научно-технических советах. Год назад возражения отпали. Теперь члену экипажа достаточно нажать на кнопку, пороховой заряд срежет крышку и выбросит на воду спасательный плот, который раскроется автоматически. Таких приборов на "Гепарде" четыре. Я уверен, что экипажу никогда не придется ими воспользоваться. Однако известно, что береженого бог бережет."
АПЛ "Гепард" (разработчик ФГУП СПМБМ "Малахит") стала первой подводной лодкой ВМФ России, оснащенной уникальной системой спасательных плотов для эвакуации личного состава в случае аварии.
Знаменательно, что накануне 100-летия подводного Флота России совместным решением Военно-Морского Флота и Управления судостроительной промышленности Федерального Агентства по промышленности от 23 августа 2005 года № 743/4/1046 "О порядке размещения на подводных лодках 3-го и 4-го поколений комплекса спасательного универсального (КСУ-600Н-4) для хранения и дистанционного выпуска плотов спасательных надувных" комплекс КСУ-600Н-4 устанавливается на подводные лодки 3-го поколения в период их строительства, модернизации, заводского ремонта, на подводные лодки 4-го поколения - в период их строительства.
В создании уникального высокоэффективного автоматизированного спасательного комплекса приняли участие ЦКБ "Лазурит" (Головной исполнитель), ФГУП СПМБМ "Малахит", КБ "Связьморпроект", затем с IV кв. 1991 г. - ЗАО "НПК "Радиосвязь", 40 Государственный НИИ Министерства обороны РФ, БГТУ "Военмех" им.Д.Ф.Устинова, ФГУП ФЦДТ "Союз", ФГУП "НПП "Краснознаменец", ФГУП "СПО "Арктика", ФГУП "Севмашпредприятие", ОАО "НПО НИИРП" и др."
С уважением