м.б., кому-то будет интересно..
В ночь на 16 июня командир Щ-317 донес об успешном форсировании Финского залива. Лодка действовала на позиции до 10 июля и провела 5 (8?) атак. Подробности этих атак стали известны лишь после войны на основании германских, финских и шведских архивов. Утром 16 июня в районе юго-западнее острова Богшер она потопила финский транспорт "Арго"(2513 брт), шедший из Любека в Турку с грузом калийной соли. Сразу же после торпеди-рования "Арго" шведский флот приступил к постановке оборонительных минных заграждений у побережья - одно из первых было выставлено 18-19 июня в шведской части пролива Седра-Кваркен. Вечером 19 июня юго-западнее ост-рова Готска-Сандё "щука" повредила датский транспорт "Орион"(2405 брт), судно следовало в балласте из Копенга-гена в Лулео. Брошенное экипажем, оно осталось на плаву и спустя три дня было обнаружено шведским стороже-вым кораблем HJVB273, который отбуксировал пароход в Висбю. Днём 22 июня у северо-восточного побережья острова Эланд, в районе мыса Несудде Щ-317 потопила шведский пароход "Ада Гортон"(2399 брт), шедший с гру-зом железной руды из Лулео в Германию. Атака произошла в шведских территориальных водах, причем с берега наблюдали след торпеды и показавшуюся из воды рубку нашей подводной лодки. Днём 1 июля севернее острова Эланд шведский транспорт "Галеон" был атакован неизвестной лодкой, которую, в свою очередь, контратаковал шведский эсминец "Эреншельд", сбросивший несколько глубинных бомб. В ночь на 4 июля в районе юго-восточнее маяка Смюгехук атаке подверглось моторно-парусное судно "Фортуна", но из-за малой осадки судна торпеда в цель не попала. Днём 6 июля в двух милях юго-восточнее маяка Хегбю на острове Эланд шведский эсминец "Норден-шельд" обнаружил перископ подводной лодки и атаковал её глубинными бомбами. Позднее с берегового поста на-блюдения Хегбю наблюдали в этом районе масляные пятна, свидетельствующие, что, возможно, лодка получила повреждения. 7 июля главнокомандующий шведским вооруженными силами отдал приказ, предписывающий атако-вать все обнаруженные подводные лодки, появляющиеся вблизи конвоев как в своих, так и в нейтральных водах. Утром 8 июля юго-восточнее Блекинге "щука" потопила германский транспорт "Отто Кордс"(966 брт). 10 июля в 02:07 командир лодки дал радиограмму за № 0230: "Утопил пять транспортов противника водоизмещением 46 тысяч тонн. Торпед не имею. Прошу сообщить позицию С-4." Тем же вечером Щ-317 было приказано возвращаться в базу. В дальнейшем "триста семнадцатая" на связь не выходила, не донесла об оставлении позиции и начале форсирова-ния Финского залива. Срок её автономности истек 25 июля. Точные обстоятельства её гибели до сих пор остаются неизвестными. Существуют несколько версий - 12 июля западнее острова Нарген в Финском заливе (59о 41 с.ш. / 24о 06 в.д.) финским постом наблюдения был зафиксирован взрыв большой силы. Вечером 13 июля финский бомбарди-ровщик СБ-2 из 6-ой авиаэскадрильи (LeLv 6) [с начала боевых действий эта авиаэскадрилья из состава 4-го авиа-полка (LeR 4) действовала в интересах ВМФ Финляндии, выполняя разведывательные полеты над Финским заливом и осуществляя поиск советских подводных лодок. Бомбардировщики СБ-2 базировались в Турку, а гидросамолёты Do-22K - в Сантаханина. С июня 1941 года по ноябрь 1943 года летчики этой авиаэскадрильи произвели более 1000 вылетов и заявили об уничтожении восьми советских подводных лодок. К слову, с нашей стороны в этот период отмечено свыше тридцати случаев атак наших лодок авиацией противника и Швеции - получили повреждения М-102, П-2, Щ-405, Щ-406, Щ-407, С-5, С-6, С-9, С-12, С-101, С-102] обнаружил к югу от Порккалан-Каллбода масляный след длиною около пяти миль, медленно перемещавшийся в восточном направлении. Самолёт сбросил две глу-бинных бомбы, но без видимых результатов. На следующий день два СБ-2 из той же авиаэскадрильи (по иностран-ным данным, 14 июля в районе острова Родшер в совместном потоплении подводной лодки участвовал СБ-2, пилотируемый лейтенантом Терлсом) сбросили точно перед началом следа две глубинных бомбы, взрыватели которых были установлены на глубину 25 и 60 метров. Вскоре в этот район подошли финские минный заградитель "Руотсин-сальми" и сторожевой катер VMV6. Они следовали за полосой масла, периодически сбрасывая глубинные бомбы в изголовье следа. Днём 15 июля в четырнадцати милях западнее острова Вайндло (59о 52,7 с.ш. / 26о 00 в.д.) после взрыва одиннадцатой бомбы выделение масла усилилось, на поверхности воды появились пузыри воздуха. После сброса пяти дополнительных бомб, установленных на 60-80-метровую глубину, началось выделение соляра, всплы-ли различные деревянные предметы и бескозырка. Масло продолжало появляться на поверхности воды ещё в тече-ние нескольких дней. Впрочем, подобное случалось неоднократно после бомбометания мест ранее погибших судов и кораблей - в полученных после войны финских документах указывалось, что в период с 12 по 15 июля 1942 года самолёты и корабли ВМС Финляндии потопили четыре советские подводные лодки. Шведы считают, что Щ-317 была потоплена днём 12 июля, когда их эсминец "Стокгольм", сопровождая конвой, к северу от острова Эланд в районе Сторклеппен (57о 52 с.ш. / 16о 55,5 в.д.) обнаружил перископ подводной лодки и атаковал её глубинными бомбами - в районе атаки в течение недели держалось большое маслянистое пятно. Истинные причины и место ги-бели "триста семнадцатой", совершившей один из наиболее ярких и результативных походов на Балтике, можно установить только после водолазного обследования мест атаки сил ПЛО и взрыва мины [по иностранным данным, в районе позиции Щ-317 днём 16 июня в 14 милях юго-восточнее Свенска Хегарн был безуспешно атакован шведский транспорт "Улла", занимавшийся спасением экипажа потопленного "Арго". 23 июня транспорт "Орион" был отбуксирован в Висбю, где при обследовании обнаружились детали торпед советского производства. Весть о том, что советская подводная лодка действует в открытой части Балтийского моря, разнеслась по скандинавским информаци-онным агентствам (19 июня шведское и датское радио сообщило о потоплении советской лодкой двух транспортов) и стала неприятным сюрпризом для командования германского ВМФ]. Весь экипаж "триста семнадцатой" был посмертно награжден орденами и медалями, но про обеспечивавшего поход комдива В.А. Егорова первоначально забыли, и присвоили ему орден Ленина только в 1991 году.