Naturalist> Иначе бы вы не стали писать этой чуши.
Это не чушь, это
исторические факты. Об этом рассказывают историки науки, об этом говорит и сам Галилей.
Naturalist> Теперь представьте себе высокомерного мракобеса, типа вас, которому предлагается поглядеть в телескоп и убедиться, в том, что он упрямый осел.
Аргументы кончились и начались переходы на личности? Поздравляю
Naturalist> Вот вам цитата из Sharratt, Michael. Galileo: Decisive Innovator. — Cambridge: Cambridge University Press, 1996. — P. 18-19. — ISBN 0-521-56671-1: "Увиденное Галилеем было настолько поразительно, что даже многие годы спустя находились люди, которые отказывались поверить в его открытия и утверждали, что это иллюзия или наваждение."
Ну и где там ваше: "
Naturalist> Когда Галилей в телескоп показывал спутники Юпитера церковным служителям, большинство из них "ничего не увидели". ?
Naturalist> Это, я надеюсь, вы сами сможете прочитать? Этот факт легко гуглится.
Где там ваше: "
Naturalist> Когда Галилей в телескоп показывал спутники Юпитера церковным служителям, большинство из них "ничего не увидели". ?
Там как раз рассказывается про ученых из Болонского университета, отвергающих открытия Галилая ) Где там хоть слово про попов? Вы сами хоть прочитали, что там написано?
Кто в вашем процитированном тексте называет Галилея фальсификатором? Это был Martin Horky (Мартин Горки). Галилей демонстрировал телескоп астроному Антонио Маджини и его верному соратнику - математику Мартину Горки. Оба, и Маджини, и Горки поставили под сомнение что то, что видно в телескоп, являются Мидечийскими звездами. Именно Горки писал: «Почему математики не видят четные новые планеты? Опять укажу здесь причину: потому, что не могут их видеть – ибо их нет на небе» После демонстрации в Болонском Университете своих зрительных труб Горки так писал в письме Кеплеру: "Я испытывал инструмент Галилея бесчисленным количеством способов как для земных, так и небесных объектов. На земле он работает восхитительно; на небесах обманывает, ибо некоторые одиночные звезды кажутся двойными. У нас все пришли к выводу, что инструмент Галилея вводит в заблуждение" (цит. по: Helden A. van. Telescopes and Authority from Galileo to Cassini // OSIRIS, 1994. Vol. 9. P. 9-29).
Дмитриев И.С. , в своей книге "Увещевание Галилея" ( Дмитриев И.С. Увещание Галилея. Российская Академия Наук, Санкт- Петербургский филиал. Институт истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова. 2006,
Pawet: Дмитриев И.С. Увещание Галилея )
объясняет , почему возникло такое отношение современников-астрономов к наблюдениям Галилея:
Объяснение эффекта увеличения зрительных труб тоже до определенного времени представляло собой неразрешимую задачу. Средневековая оптика отнюдь не ассоциировала себя с пониманием природы света. Воззрения античных и средневековых мыслителей на эманацию species, наряду с представлением о зрительных лучах, ощупывающих предметы, слабо согласовывались с традиционной практикой позиционной астрономии и относились, скорее, к области физиологии зрения [171]. Считалось, что визуальный опыт имеет более-менее общий характер. (Интересное исключение представляет практика наблюдения китайских астрономов, в штате которых были наблюдатели, которым запрещалось выходить на дневной свет). Незначительные отклонения, связанные со случаями нарушения зрения, объяснялись некомпетентностью наблюдателя, что упраздняло необходимость дальнейшего изучения индивидуальных особенностей зрения; точнее, переводило этот вопрос в плоскость клинического дискурса коррекции, адаптации и т. д. Оптические стекла использовались для того, чтобы компенсировать испорченное зрение, но не для того, чтобы аккумулировать возможности здорового глаза. Общее представление о действии оптики сводилось к тому, что для нормального наблюдателя она создает не истинные, а искаженные изображения. Применение в астрономии оптических приборов внесло в эту науку визуальную неопределенность как особый тип сообщения, в котором индивидуальный опыт различения изображения становился существенным для получения нового знания. Этот опыт нуждался в новом типе сертификации, разработке процедур, после провед которых можно было с уверенностью признать за ним статус достоверного.
В первое время единственным способом сделать наблюдение с помощью телескопа доступным широкому кругу лиц была либ непосредственная демонстрация, либо рисунок, дополненный словесным описанием. Демонсрации не всегда были вполне убедительными. Изображение в фокальной плоскости мог рассматривать (в одно и то же время) только один человек, что сильно осложняло его интерпретацию. Сохранилось много свидетельств того, что непосредственно после изобретения оптических приборов, вплоть до середины XVII столетия, философы и математики, равно как ботаники и врачи, нередко квалифицировали инструментальное зрение как зрение, обращенное на иллюзию. Эверард Хоум писал в 1640-х гг.: "Вряд ли стоит подчеркивать, что части тела животных не приспособлены для изучения сквозь сильно увеличивающие стекла; когда же они предстают увеличенными в сто раз по сравнению с их естественными размерами, нельзя полагаться на их видимость" (цит. по: Ямполвский М. Б. О близком. Очерки немиметического зрения. М., 2001. С. 34).
Причинами такого недоверия (к открытиям Галилея - пр.)были не только скептическая настроенность профессоров и авторитет разделяемой ими геоцентрической картины мира. Даже сегодня первое наблюдение в телескоп (значительно более совершенной конструкции) вызывает у новичка затруднения в интерпретации видимого изображения. Наблюдение в оптический прибор требует особой подготовки, заключающейся не только в адаптации глаза к изображению, создаваемому в фокальной плоскости инструмента, но и в обретении особого визуального опыта. Последнее же, скорее всего, затрагивает, в том числе, перестройку синопсической структуры зрительных нервных волокон. То есть не только глаз, но и мозг должен быть приспособлен к инструменту, на что, как правило, уходит довольно продолжительное время. Кроме того, визуальное восприятие небесных объектов само по себе могло служить основанием для сомнений. Земной визуальный опыт, так или иначе, может быть проверен с помощью других органов чувств. Осуществить же такую проверку для небесных объектов не представлялось возможным»
Так отнеслась к Галилею профессура Болонского Университета, а как отнеслись "попы-мракобесы" к нему во время его визита в Рим в 1611 г., уже было неоднократно процитировано.
В прочем, вот еще слова самого Галилея, из его письма к другу Ф. Сальвиати во время визита в Рим:
Я здесь пользуюсь благорасположением многих здешних преосвященных господ кардиналов, прелатов и различных вельмож, которые пожелали ознакомиться с моими наблюдениями и остались вполне удовлетворенными, и в свою очередь я получаю удовольствие, осматривая собранные ими изумительные статуи, картины, а также украшения жилищ, дворцы, сады и т. п.
И далее , по тексту (снова сравните с тем, что про открытия Галилея говорили профессора университетов, и что сказали тут, в "гнезде мракобесия") :
В пятницу 13 мая 1611 г. в Collegio Romano состоялся торжественный прием в честь Галилея. Мелькоте выступил с речью «Nuncius Sidereus Collegii Romani» [186]. В зале собрались все члены Collegio, кардиналы, знать и римские знаменитости, включая князя Чези. Фактически эта процедура эквивалентна присуждению звания почетного доктора в наши дни. Мелькоте перечислил открытия Галилея, сделанные им с помощью телескопа, и рассказал об их подтверждении астрономами Collegio Romano. «Мы можем наблюдать, - живописал Мелькоте, обращаясь к характеристике лунной поверхности, - на вершинах лунных гор сияющие пики или, скорее, я бы сказал, маленькие глобулы, подобные блестящим шарикам в четках (quasi lucentia Rosarii granula), некоторые из которых разбросаны в разных местах, другие же располагаются вблизи друг от друга, как будто они стянуты нитью. Мы можем также видеть там, особенно вокруг самой низкой горы, нечто напоминающее пузыри. Эта часть лунной поверхности, украшенная и разрисованная такими пузыревидными пятнами, напоминает "глаза" на павлиньем хвосте (quibus pars faciei lunaris, ad modum caudae pavonis, quibusdam quasi oculis distinguitur ac variatur)». Впрочем, заметил Мелькоте, лично он всего лишь «звездный вестник», и слушатели вправе предлагать иные объяснения лунных пятен, к примеру, связывая их существование с «неодинаковой плотностью и разреженностью лунной материи» (этим словам оратор отдал дань гипотезе отца Клавиуса) или «с чем-то еще», кому как заблагорассудится
Да, одним из крупнейших на то время астрономов, скептически отнесшихся к открытию Галилея, был, в т.ч., Клавиус. Галилей питал к нему такое уважение, что даже оставил попытки спорить с ним, и пишет о нем так 16 июля 1611 г.:
Было бы почти святотатством (sacrilegio) докучать размышлениями и утомлять беседами (discorsi et osservazioni) старца, уважаемого за свой возраст, ученость и доброту. Он, уже заслуживший своими многими замечательными трудами бессмертную славу, может в данном случае - и это никак не умалит его славу - оставаться при своем мнении, в ложности которого так легко убедиться»
Но:
Клавиус же - вернемся к этой фигуре, - хотя и был консерватором, но по-своему последовательным. Поначалу он весьма скептически отнесся к телескопическим открытиям Галилея, о чем последнему сообщил Чиголи (письмо от 1 октября 1610 г.): «[Клавиус] лишь посмеялся над ними (речь идет о "Медицейских звездах". - И. Д) и заявил, что сначала неплохо бы сделать увеличительное стекло, которое их создаст, а уж затем оно бы их и показывало. И сказал - пусть Галилей останется при своем мнении, а он [Клавиус] останется при своем» [195]. Но при своем мнении Клавиус оставался лишь до тех пор, пока его коллегам-астрономам из Collegio Romano - либо с помощью телескопа, изготовленного Д. Лембо (G. Ρ Lembo), либо используя телескоп, приобретенный у Антонио Сантини (A. Santini), не удалось увидеть-таки спутники Юпитера. Трудно точно сказать, когда это произошло, но к моменту прибытия Галилея в Рим (29 марта 1611 г.) иезуиты уже успели подтвердить все его основные астрономические открытия. Сохранившиеся документы (впрочем, весьма отрывочные) говорят о том, что спутники Юпитера наблюдались ими по крайней мере с 28 ноября 1610 г
Но как бы то ни было, Галилей мог быть доволен результатом своей поездки в Рим. Конечно, он не одержал полной победы, - да на это было бы нелепо рассчитывать, - но многих, причем из числа церковной и светской элиты, ему удалось-таки убедить в достоверности своих открытий, в том числе и открытия Медицейских звезд, что имело для его патрона прежде всего политическое значение, а для самого Галилея - научное и статусное