А вот так французы проводили операцию по освобождению яхты "Ле Понан"
БУКАФФ МНОГО, НО ЗАТО ПОДРОБНО ОБ ОПЕРАЦИИ (ссылок нет, нигде не публиковал)
После захвата пиратами 4 апреля 2008 г. у побережья Сомали яхты "Ле Понан" руководство Франции в рамках постоянно действующего общенационального плана внутренней безопасности "Вижипират" ввело в действие антитеррористический план по борьбе с терроризмом и пиратством на море "Пират-Мер" (PIRATE-MER, франц. яз., – "пират–море", предусматривающий проведение согласованных под единым руководством мероприятий различных министерств и ведомств в интересах освобождения французских граждан, захваченных преступниками на морском транспорте или на объектах портовой транспортной инфраструктуры.
План "Пират-Мер" был введен в действие по решению премьер-министра Франции Ф.Фийона через два часа после захвата яхты "Ле Понан" и получения сигнала бедствия, переданного капитаном яхты.
Руководителем операции, в соответствии с планом, был назначен командующий силами СпН ВМС Франции контр-адмирал М.Жиллье. Операция получила условное название "Тхалатин" (thalatine, сомал. язык – "тридцать", по числу заложников, находившихся на борту судна). К участию в подготовке спецоперации по решению президента Н.Саркози также были привлечены начальник штаба ВС Франции армейский генерал Ж.-Л.Жоржелен (оперативное руководство), начальник личного штаба президента Франции адмирал Э.Гийо, советник по вопросам внешней политики Ж.-Д.Левитт, генеральный секретарь президентской администрации К.Геант и министр обороны Э.Морен. Кроме того, в первом рабочем совещании под руководством Н.Саркози принял участие премьер-министр. При этом президент в качестве основных условий освобождения французских граждан определил недопущение их гибели в ходе операции, а также "обязательное возмездие" в отношении пиратов.
Особая роль при планировании действий по освобождению заложников была отведена МИД и непосредственно внешнеполитическому советнику президента: на них возлагалась задача по урегулированию в кратчайший срок с сомалийскими официальными властями вопросов, связанных с предстоящими действиями спецподразделений, авиации и кораблей из состава ВМС Франции в территориальных водах и на прилегающем побережье Сомали.
Такое разрешение со стороны официальных сомалийских властей в лице президента Сомали А.Ю.Ахмеда, контролирующего лишь незначительную часть территории страны при поддержке подразделений ВС Эфиопии, было дано в устной форме. Позже он же санкционировал силовой захват пиратов французскими спецподразделениями и их транспортировку на территорию Франции для проведения следственных действий и организации судебного разбирательства.
Походный штаб командующего операцией был развернут на борту эскадренного миноносца УРО "Жан Бар" (D615).
Командованием вооруженных сил Франции в качестве основного сценария спецоперации была избрана следующая схема: проведение телефонных переговоров с участием представителей компании-судовладельца СМА & CGM с использованием возможностей спутниковой системы "Инмарсат" – встреча специалистов подразделений быстрого реагирования из состава национальной жандармерии и отрядов СпН ВМС с представителями пиратов в акватории, прилегающей к побережью Сомали – передача наличных финансовых средств, предоставленных компанией-страховщиком AIG – освобождение заложников пиратами – проведение спецоперации по задержанию участников преступной группировки и захвату выданных им ранее в качестве выкупа денег.
К моменту нападения на французскую яхту контингент вооруженных сил Франции в зоне Африканского континента и Индийского океана включал: 2 отдельный парашютный полк марин (Реюньон), отдельную пехотную роту из состава 9 бркбр марин (Майотта, Коморские острова), 23 отдельный пехотный батальон марин (Сенегал), 6 отдельный пехотный батальон марин (Габон), зенитную ракетную батарею из состава 402 зрп и две мотопехотные роты (Чад), 43 отдельный пехотный батальон марин (Кот-д'Ивуар), 5 отдельный смешанный полк и 13 бригаду иностранного легиона (Джибути), подразделения армейской (СВ) и транспортной авиации ВВС (Джибути и Реюньон), ВМС в зоне Индийского океана (фр УРО "Флореаль" F730 и "Нивоз" F732, тдк "Ля Грандьер" L9034, "Альбатрос" Р681, три дка и пка), а также фр УРО "Коммандан Буан" F797 из состава многонационального соединения военно-морских сил TF-150 и разведывательно-диверсионный отряд глубинной разведки "Панфантеньо" из состава командования войск СпН ВМС, находившийся в Джибути.
Следует отметить, что сразу же после захвата судна представители командования ВС США в зоне Индийского океана предложили французам провести операцию по освобождению захваченных сомалийскими пиратами иностранных граждан с привлечением двкд "Тарава" ВМС США и находившихся на его борту подразделений американской морской пехоты. Однако официальный Париж отклонил данное предложение, избрав путь переговоров и последующее вмешательство национальных антитеррористических спецподразделений.
По решению начальника штаба ВС Франции все силы и средства, находящиеся в непосредственной близости от региона плавания яхты "Ле Понан", 4 апреля были переведены в высшие степени боевой готовности в интересах их возможного участия в дальнейших действиях против пиратов.
Вместе с тем, французы сразу же оценили слабые места своего воинского контингента: в регионе отсутствовал корабль класса удк / двкд, с борта которого было бы возможно задействование вертолетов; недостаток сил и средств медицинского обеспечения, а также недостаточное для организации боевого обеспечения спецподразделений количество вертолетов. В этой связи Париж принял решение направить в район Сомали авв "Жанна д'Арк", находившийся в учебном плавании у берегов Мадагаскара, а также имеющий необходимые десантно-высадочные средства (в т.ч. два вертолета армейской авиации СВ "Газель") и корабельный госпиталь для оказания неотложной помощи на случай неудачного исхода спецоперации.
Кроме того, в район были направлены эскадренный миноносец УРО "Жан Бар" D615 и фрегат УРО "Сюркуф" F711, а также утрс "Мез" А607, на борту которого находился командующий и штаб ВС Франции в зоне Индийского океана. В интересах ведения радиоэлектронной разведки к участию в обеспечении операции было привлечено гидрографическое судно "Ализе" А645 французских ВМС. С авиабазы командования морской авиации ВМС Ланн-Биуэ в район прибыл один самолет базовой патрульной авиации ВМС "Атлантик" МК2.
В дальнейшем Париж принял решение об участии в операции отряда боевых пловцов "Юбер" из состава командования войск СпН ВМС совместно с бойцами группы быстрого реагирования национальной жандармерии GIGN (специальное антитеррористическое подразделение). Для их переброски в Джибути были задействованы один транспортный самолет "Трансалл" С.160 из состава командования авиации ВВС, а также два самолета из состава авиагруппы специального назначения GАМ-56 "Воклюз". Кроме того, с территории метрополии в Джибути был доставлен один вертолет ЕС-135 "Каракал", от использования которого в дальнейшем отказались.
Для оказания непосредственной помощи представителям судовладельца в Марсель (порт приписки яхты) на следующий день после инцидента, 5 апреля, были направлены два специалиста по ведению переговоров из состава GIGN, а также сотрудники внешней разведки. Связь с яхтой, таким образом, поддерживалась непрерывно в течение всего периода с момента захвата до покидания судна пиратами.
Одной из особенностей подготовки к операции явилось парашютное десантирование на поверхность моря командующего операцией контр-адмирала Жилье, командира группы быстрого реагирования GIGN, полковника Д.Фавьера, пяти бойцов GIGN и военнослужащих отряда СпН ВМС "Юбер", впоследствии действовавших на борту штабного корабля. Кроме того, сразу же после прибытия в район, боевые пловцы из состава отряда СпН в ночных условиях провели осмотр подводной части корпуса яхты, на месте изучили расположение забортных устройств и отверстий, а также провели подводную съемку корпуса, оценив технические возможности с точки зрения предстоящего штурма.
Также использовались технические чертежи и фотографии яхты из базы данных, находящейся в распоряжении группы национальной жандармерии GIGN и включающей детали, связанные с устройством различных коммерческих судов, осуществляющих плавание под французским флагом.
Всего в операции приняли участие, по оценкам экспертов, от 30 до 50 бойцов спецподразделений. Кроме того, к обеспечению переговоров судовладельца из Марселя с бортом яхты, были привлечены специалисты специального антитеррористического подразделения национальной полиции МВД Франции RAID.
После достижения договоренности с пиратами, в море им были переданы денежные средства в размере 2,15 млн. долл. США. В обмен на это преступники отпустили членов экипажа яхты и укрылись в одном из жилых домов, расположенном в прибрежной сомалийской деревне. Визуальная разведка при этом осуществлялась одним из самолетов "Атлантик" 2МК. По истечении десяти минут после передачи денег, пираты попытались скрыться на легковом автомобиле, сопровождение которого осуществлял вертолет "Газель" по данным наведения пилотов самолета базовой патрульной операции.
После обстрела и остановки автомобиля, бойцы спецподразделений задержали шестерых преступников и изъяли деньги. При этом, официальные французские власти отказываются комментировать информацию о том, что возвращены не все финансовые средства и задержана лишь часть преступников.
Стоит отметить, что в течение всей недели с 4 по 11 апреля, в средствах массовой информации Франции было организовано целенаправленное информационное обеспечение готовящейся спецоперации, в ходе которой упор был сделан на освещение хода личных встреч президента с родственниками заложников, а также на подготовке общественного мнения к возможным, несанкционированным со стороны Сомали, действиям спецподразделений в территориальных водах и непосредственно на территории этого иностранного государства.
Это сообщение редактировалось 07.05.2011 в 20:16