Bill>> Получил список по судьбе гв.полков со времен ВОВ. ...
Bill>> Размещаю инфо полностью, может, кому из ИБАшников будут интересны сведения по другим полкам. ...
Bill>> 64 ГИАП-?
Bill>> 65 ГИАП-в 1956 стал 468 Гв.ЗРП-24.02.61 переформирован в 145 Гв.ЗРБр ПВО(Фрунзе,Киргизия)-9/90 вновь 468 Гв.ЗРП-после 1991 отошел Киргизии
Bill>> 66 ГИАП - 10.01.49 стал 841 ГИАП, расформирован 5/1992(ЗКВО) ...
PPV> Позволю себе вернуться немного "назад" и уточнить некоторые детали по истории полка и дивизий, в которые он входил. Дело в том, что в вышеуказанном списке обнаружились некоторые неточности, в связи с этим, приведу то, что удалось нарыть по этому вопросу мне. Итак, по состоянию на май 1945-го все три вышеуказанных полка (64, 65, 66 гв. иап) входили в состав 4-й гв. Оршанской Краснознаменной ордена Суворова иад, дивизия - в состав 1-го гв. Минского иак 16 ВА и базировались на территории Германии, где и оставались вплоть до начала 50-х. В начале 1949-го в Вооруженных силах СССР прошла грандиозная компания по перенумерации многих частей соединений и объединений, в результате которой, 16 ВА стала 24-й, 1 гв. иак - 61-м гв. иак, 4 гв. иад - 170-й гв. иад, а полки: 64 - 741-м гв., 65 - 744-м гв., а 65 - 841 гв. При этом все почетные наименования и награды остались без изменений.
PPV> В начале 50-х (точно не знаю, ориентировочно - в 1952-53 г.г.) была проведена "рокировка" соединений ВВС, в результате которой, из Закавказья в ГСВГ была перебазирована 126 иад, ранее базировавшаяся в Батуми, вместе с ней в Германию пришли 35 и 833 иап, а 982-й иап остался на месте, в Новоалексеевке. Взамен из Германии в Закавказье убыли 170 гв. иад и 283 иад. Первая - в полном составе, а вторая "оставила", в Германии 116-й гв. иап, который вошел в состав 126 иад. Соответственно, 982-й иап из 126 иад "влился" в состав 283 иад на новом месте базирования.
PPV> В Закавказье обе дивизии вошли в состав 34 ВА. 170 гв. иад просуществовала минимум до 1957-го, после чего была расформирована (точную дату не знаю). Что стало с 741 и 744 гв. иап - также не знаю, а вот 841 гв. иап, похоже, был передан в состав 283-й иад. 283 иад повезло, она осталась нерасформированной даже после "хрущевских" сокращений. Так как-то ...
PPV, рад, что вы интересуетесь моими исследованиями по истории полка (к сожалению,
не во всех местах публикации в интернете я успеваю вовремя корректировать информацию)
Собственно, по ранней ("немецкой") истории 841-го полка одна из ключевых неопределенностей на сегодня следующая:
В своих ранних исследованиях я исходил из того, что 841-й из Германии заменил 35-й из
Грузии.
За основу был принят фактор "тождественности".
35-й полк базировался на Х-образном аэродроме в Кобулети. Был перебазирован в Цербст.
841-й полк базировался в Цербсте. Был передислоцирован в Грузию, постоянным аэродромом базирования была Мериа
(10 км от Кобулети).
Таким образом, логично было предположить, что 841-й одно время, до полной готовности аэродрома Мериа, какое-то время базировался на аэродром Кобулети, заменив там 35-й, который ушел на место 841-го в Цербст.
Однако, пока я не получил достаточных фактов того, что 841-й был в Цербсте до 1952/53 года (т.е., до момента вывода в Союз).
Расклад по базам в Германии для 841-го (в 1945-49 гг - 66-го) полка на сегодня такой:
первоначально известно о базировании полка на аэродром Клоссов (пока есть только несколько фот самолетов полка на этом аэродроме, датировка - весна 1945),
далее полк базировался на аэродром Перлеберг (сразу после окончания войны и, по крайней мере, до 1947 года),
затем различные источники разделяют свои мнения -
по одним данным, 841-й (как 66-й) стоял в Перлеберге до 1949, затем, став уже "официальным" 841-м, был в
Цербсте, где и был заменен на прибывший туда из Кобулети 35-й (ориентировочно - уже после смерти "личного куратора" ВВС И.В.Сталина). Но есть и иная версия, основанная на материалах военных архивов ФРГ (имеются ввиду авиаархивы бывшей ГДР) - 841-й полк
находился в Цербсте с 1947 по 1949, затем был переведен на аэродром Альтес-Лагер (Ютербог), где базировался (как отдельный полк, не входивший ни в какое авиасоединение) до середины 1953 года.
И, таким образом, 35-го из Кобулети он не заменял, перебазировался сразу на аэродром Мериа, и в состав 283-й иад был включен
спустя уже какое-то время.
Причем, всегда имел собственную некую "независимость" от дивизионных соединений (что позднее проявилось в передачу его
из ИА в ИБА, а в дальнейшем - "перепрофилирование" в состав авиации ВМФ, причем, безо всякого ущерба для боевых регалий).
Как-то так...