Приветствую всех вас, однополчане,
приветствую тебя, Николай!
Николай, ты написал мне выше:
‘Андрей, а вы уже были, когда 25 декабря Игорь Кокшаров после ночных полетов створками укрытия зажал носовой обтекатель? Утром вся группа АО работала по замене.’
Этого случая я не припомнил, по одной, наиболее вероятной причине: я тогда, если ты помнишь, спортом занимался, и принимал участие в четырёх крупных соревнованиях, и нескольких мелких, за что и получил в полку своё единственное почётное звание “спортсмен”.
- В августе 1982 года – бежал на Чемпионате СССР по спортивному ориентированию /за сборную Гр.ССР/ в Великих Луках / Псковщина /.
- В октябре 1982 года – бежал на Чемпионате КЗАКВО по лёгкой атлетике в Тбилиси.
- Примерно в июне 1983 года меня пригласили в Тбилиси и попросили провести чемпионат К Зак. ВО. по спортивному ориентированию, для выбора места проведения этих соревнований мне предоставили все имеющиеся крупномасштабные топографические карты на территории Гр.ССР. После анализа их я предложил провести соревнования недалеко от Кутаиси. Подготовил 2 карты для обоих дней соревнований и мы (помогали мне Виктор из Баку и майор /фамилии не помню/ из Армении) их успешно провели.
- В июле 1983 –го принимал участие в первенстве сухопутных войск по спортивному ориентированию в Кишинёве.
- В августе 1983 года – бежал на Чемпионате СССР по спортивному ориентированию /за сборную Гр.ССР/ в г.Цесис. Латвия.
- Ещё пару раз я был в командировке в Тбилиси, помогал проводить учебно-тренировочные сборы ориентировщиков Грузии.
Во время тренировочных сборов и соревнований я, естественно, отсутствовал в Мерии.
А может просто в любимом наряде был, ДСЧ в тот день заступил
А вот как встречали 1983-й год-помню. Мы с Арвидасом Маркявичус заступили в наряд: припомниаю этот новогодний случай с улыбкой. До нас был доведён приказ: в офицерский клуб никого из посторонних и неизвестных лиц не допускать. Любой незнакомый гражданин был обязан предъявить документы на входе. Стоим с Арвидасом на входе в клуб и четыре бойца с нами. Арвидас чуть под 'шафе’, я, как всегда, тверёз, как стёклышко
. В клуб, на новогодний вечер, проходят однополчане. Неподалёку от входа в клуб, рядом с командиром полка стоит группа офицеров и наш ‘особист’ /звания и фамилии его я, конечно, не помню/ в гражданской форме. Ну а дело такое - никто не должен знать его в лицо, в полку у нас его, конечно, все ‘заочно’ знали, но проявлять это 'знание’ было ‘дурным тоном’. Тут ‘особист' отделяется от группы офицеров, стоящих неподалёку, и поднимается по ступенькам ко входу. Арвидас его останавливает и предлагает предъявить документы. Бойцы ему подсказывают, мол, товарищи лейтенант, это же ‘свой ‘, ‘наш ‘. Арвидас: -‘Ничего не знаю, мне незнаком этот гражданин, предъявите документы!’ Для разрешения ситуации на ступеньки поднялся командир полка и его личным указанием это недоразумение было исчерпано.
‘За время моей службы было еще три аварии:
- во время полета в двигатель попала птица, летчик Рухленко Николай доложил о происшествии и катапультировался. Самолет упал в море. Летчика нашли, когда он самостоятельно выбрался на берег.'
В этот день как раз /самое начало августа 1982 г./ мы с Александром Сергеевым прибыли в Мериа для прохождения службы.
‘- Киселев Александр (второго летчика не помню) посадили спарку до начала ВПП, говорили, что закрылки были в положении «взлет».’
74-я спарка, на ночных полётах, по моим воспоминаниям, села задолго до полосы по причине того, что управление самолётом при посадке взял на себя инструктор, что было запрещено лётными инструкциями. Утром, после того, как пожарка смыла грязь с носка /которого просто “не было” – как ‘корова языком слизала’: сразу за прицелом и козырьком - ничего не было/ я разбирал приборную доску в кабине. Кстати, как помню /поправьте меня, если не так/, Кисилёв Александр после этого был повышен в звании от лейтенанта сразу до капитана и занял должность ‘начальник разведки полка'.
‘- замполит полка Кравченко катапультировался после взлета (встал двигатель).’
При дальнейшем свободном планировании направо /в сторону Турции/ самолёт не взорвался, а рассыпался, задевая по очереди верхушки рядами стоящих там вдоль дорог эвкалиптов, меж чайных плантаций. Причём пролетел в 10 метрах над местной чайной фабрикой, откуда на полчаса раньше нормы ушли рабочие. Это стало известно потом, когда комиссия отработала.
И ещё одна авария была, за мою службу /август82...август84/, с потерей самолёта, не вспомню когда /я в полку в это время отсутствовал/, просто мне однополчане так о ней позже рассказали. Летал начальник по боевой подготовке полка, подполковник. После регламентных работ в ТЭЧ при окончательном монтаже, при сборке системы подачи и управления топливом на кончиках за долгие годы эксплуатации потёрлась цветная маркировка топливных шлангов /которая должна была быть синей-для основного топлива и красной-для командного/, и их при сборке перепутали в месте стыка. В результате на 3…5-й минуте полёта у лётчика загорелось табло ‘остаток топлива 600 литров’. Пилот успешно катапультировался, самолёт взорвался в безлюдной местности, километрах в 20-25 от Мериа, к северу. Ребята говорили, грибок был хорошо виден.
Поправляйте меня, где мне память может отказать, она, конечно, не безупречна, на то есть только два основания: в детстве (73-й год, мне 13 лет было) я получил сильнейшую черепно-мозговую травму (10 дней вообще без сознания валялся) с и перелом верхней трети правого бедра пробыл на койке тогда 1,5 месяца. Спасибо доктора хорошие оказались-поставили на ноги быстро.
А вторая причина – это то, что с 1988 года я работаю программистом /до 1995 г работал над созданием цифровых САУ СУ ЛА для самолётов МИГ-29К, Ту-334. АН-70/, а сейчас работаю на междугородной станции, в строчках программного кода у меня вышло их около полумиллиона
. Все их, конечно, в голове не держу, но где что подправить можно, когда нужно, знаю. Но такая работа мне память только тренирует.
Кстати, Николай, я где-то в интернете встретил инфу о том, что лишь в конце 1982 года полк был переведён в истребительно–бомбардировочный, а у меня в памяти осталось, что после первых полутора месяцев пребывания в ТЭЧ полка, когда я в сентябре 1982 г. был переведён в 3-ю АЭ, у нас в капонирах на фалах уже давно висели ФАБ-250 и ФАБ-500 и НУРС-ы. Видимо, всё-таки в конце 1981 года была проведена такая реорганизация.
Всем вам, однополчане, независимо от званий, должностей и прочих регалий - доброго здоровья, бодрости духа и всяческих успехов! Мир-вашему дому!
С уважением, ваш однополчанин,
Андрей Смольянинов.