DustyFox> ПС Паш! Я тебе со всей ответственностью говорю, что самыми лучшими книгами по истории авиации являются не высосанные из разных мест организма рассуждения историков, а простая, четкая, ясная и уныло-утилитарная техническая документация. РЛЭ/РТЭ в историческую картину вносят, порой, совершенно неожиданные штрихи. Как с мессером, напрмер...
Я полностью согласен, что скучные технические документы значат больше, чем яркие рассказы.
Возьмем, к примеру, Bf109.
Как ты ярко описываешь: "Исходя из концепции блицкрига, и основываясь на удачном опыте Тайфуна Bf.108, он сделал ставку на отличную технологичность фюзеляжа самолета с "тяжелой" оснасткой, позволявшей делать его массово из крупногабаритных штампованных деталей, с соблюдением высокой повторяемости параметров самолетов в большой серии. При этом такое решение существенно затрудняло глубокую модернизацию в дальнейшем."
А теперь скучная документация:
Февраль 1937 г - Bf109B-1, двигатель Jumo 210 мощностью 720 л.с. с двухлопастным деревянным винтом фиксированного шага. Вооружение - два синхронизированного пулемёта калибра 7,92 мм под капотом двигателя.
Лето 1937 г - Bf109B-2, металлический винт изменяемого шага VDM.
Весна 1938 г - Bf109С, усовершенствован планер, новый двигатель Jumo 210A, усилено вооружение - добавлены два пулемета калибра 7,92 в корне консолей крыла.
1938 г - Bf109D, усиленный планер, новый двигатель Jumo 210D (планировался DB 600А), усилено вооружение - синхронизированные пулеметы под капотом заменены на 20-мм пушку MG FF/M.
Конец 1938 г - Bf109E, наконец-то получивший двигатель DB601, под капот вернулись пулеметы калибра 7,9 мм, зато в крыло встали пушки, дав рекордную на 1939 г массу секундного залпа, появился подфюзеляжный узел для подвески сбрасываемого топливного бака или авиабомбы, появилось бронирование пилота.
Начало 1939 г - Bf109F, по сути дела - новый самолет. Радикально переработанная аэродинамика с учетом появившихся знаний о пограничном слое, новый капот, новая кабина, новое свободнонесущее оперение, киль с несимметричным профилем, новое крыло. Новая модификация двигателя DB601E увеличенной мощности. Новое вооружение: мотор-пушка MG151 и два крыльевых пулемета. Протектированные баки. Новое кислородное оборудование.
Начало 1942 г - Bf109G. Новый двигатель DB-605. Ставшая стандартом система подачи закиси азота в двигатель. Усиленно вооружение - пулеметы калибра 7,9 заменены на крупнокалиберные MG-131.
Начало 1944 г - Bf109K. Вновь радикально улучшена аэродинамика, новая модификация двигателя DB-605E5, усиленное вооружение - 30-мм мотор-пушка и 2 синхронизированных MG-151.
Любой желающий может сравнить "исходный" Bf109B и "конечный" Bf109K и решить, насколько соответствует истине заявление об "затруднении глубокой модернизации в дальнейшем".
Или просто составить подобное же описание пути развития истребителей Як за время войны.
Последний скучный технологический штрих - количество произведенных Bf109. Он немного не догнал Ил-2.
DustyFox> Крыло И-16 и МиГ - примерно на одном технологическом уровне, хотя миговское безусловно более продвинутое, лагговское же крыло - это уже другая технологическая ступенька.
Да, конечно. Крыло И-180 совершенней крыла более раннего И-16. Крыло И-200 совершенней крыла И-180. Конструкция более поздних машин еще совершенней - в те годы разница во времени между разными поколениями порой составляла несколько месяцев или пару удачных встреч конструктора.
И что?