101>> В случае пустоты? Да. В соответствии с описанной постановокой задачи.Lamort> А как же третий закон Ньютона, - силы-то возникают парами, значит должна быть сила парная силе тяготения, и где она?
Да… такого бреда я не слышал давно… И хотя я не хотел возвращаться на форум - на такую безграмотность я спокойно смотреть не могу. Поэтому немного разберем ситуацию и заодно снабдим однофорумчан картинками.
Итак, рассмотрим задачу двух тел - у нас есть Земля ( с ее массой Мз ) и самолет с его массой Мс ( положим равной 200 тонн ). И есть инерциальная система отсчета ( это принципиально с точки зрения формулировок законов Ньютона ), представленная на рисунке 1. Точка отсчета системы - точка А. В принципе по оси, связывающей самолет-землю ее положение неважно - через эквивалентность можно посчитать, но я взял так - определению инерциальной системы это не противоречит. Далее… тела начинают двигаться, потому что согласно закону всемирного тяготения на каждое из них действует сила, векторы их - противоположны ( третий закон Ньютона ), а величина - одинакова. Т.е. F1=F2=G*Мз*Мс/( R2*R2 )
В момент, когда два тела соприкоснутся ( R2 = 0 ) строго говоря расстояние R1 будет меньше, чем в начальном положении - потому что на Землю также действует сила.
Чтобы оценить это смещение вспомним еще школьные формулы.
Если на тело действует сила, оно движется с ускорением a=F/m
Путь тела при движении с равным ускорением S=a*t*t/2
Пусть нам удалось зафиксировать самолет - оценим путь Земли в этом случае. При времени t порядка одного часа ( 3600 секунд ) смещение под действием силы, описанной выше, в случае R2=2000м будет примерно таким - S = 0.08 пМ ( пикометров - минус 12 степень ). Если же рассмотреть движение самолета по отношению к Земле, то примерно за 20 секунд с этих 2 км он под действием приложенной силы упадет на Землю.
Формально, систему координат связывать с Землей - нельзя - она движется с ненулевым ускорением ( тоже самое - с самолетом ). Но никто не мешает нам поставить начало координат в точку, где была Земля в начальный момент, тем не менее позволив ей двигаться ( в соответствии с третьим законом Ньютона )
Отсюда мы приходим к другой системе координат, связанной с Землей в начальном состоянии - рисунок 2.
Внимание! Земле здесь двигаться позволено. Т.е движение Земли играет на уменьшение высоты h. Но как выше было сказано - она сдвигается за час для Боинга порядка 0.08 пМ, для сравнения - размер АТОМА порядка десятков пМ, молекулы - сотен пМ.
В такой системе на силу, действующую на Землю, можно забить - геометрию задачи она никак не меняет с заданной степенью точности. Но есть "господа" ( а проще недоучки ), которые этот эффект никак не хотят упускать из поле зрения. Просто по одной причине - коль скоро тем или иным образом в системе на рис.2 появилась сила, которая компенсирует F и направлена вверх, понятное дело что на Землю сила-то тоже действует - эта граница - не неподвижная. А хочется h=const ( строго! )
Поэтому выдумывается "эфирная" ( посредническая ) теория подъемной силы, которая говорит - что если h=const то должна быть сила, препятствующая перемещению Земли к самолету и эту силу можно создать "подпоркой" из несжимаемой среды, на которую действует самолет и которая, в свою очередь, действует на землю. Из постулата несжимаемости ( он принципиален у таких людей ) следует константность высоты h. Смотри рисунок 3.
Но тут есть проблемка - чтобы учесть движение самой Земли, задачу требуется решать с точностью до долей пикометров, а вот воздух на таких масштабах сплошной средой даже и близко не является и более того - это уже область квантовой механики.
Формально дело остается за практикой. И тут она не на стороне "эфирников". Просто потому, что чтобы доказать их справедливость, надо под пролетающим самолетом поставить внизу датчик давления, который зафиксирует увеличение давления, которое надо передать Земле, чтобы "соблюсти третий закон Ньютона". А увеличение давления тут очень простое - чтобы самолет "упирался на Землю" это увеличение должно равняться нагрузке на крыло - порядка 300 килограмм на метр квадратный. Или 30 грамм на сантиметр квадратный. И такой прибор, в любимых доказательных роликах - есть - это микрофон. Если кто забыл принцип его работы, то напоминаю - это прибор, измеряющий динамическое изменение давления по следующему принципу - есть ИЗОЛИРОВАННЫЙ от внешней среды объем и чувствительная мембрана. Если давление снаружи выше внутреннего - мембрана сдвигается внутрь. Если наоборот - во внешнюю сторону. Для оценки можно взять микрофон с площадью мембраны один сантиметр квадратный, взять грузик в 30 грамм, поднять его на пинцет рядом с мембраной и отпустить на нее - мембрана резко сдвинется, а в микрофоне будет слышен явный сильный щелчок. Точно также при пролете самолета должно быть в таком случае два сильных щелчка - когда тень самолета заходит на наблюдателя и давление становится повышенным, и когда она сходит с наблюдателя и давление возвращается к нормальному. В реальности этого - нет. Для проверки любителя "эфирной" теории надо поставить на уровне ДПРМ, когда самолет заходит ( а для эфирников высота полета - не важна - в любом случае давление передается ) и дать ему попускать мыльные пузыри - в момент прохода скажем выше на 400м ВСЕ пузыри, находящиеся в воздухе - должны лопнуть - отражая локальное повышение наружного давления. И такого - не будет.
Я тут выше написал про микрофон, но с точки зрения эфирников, такой прибор как манометр-анероид просто не имеет право на существование. Потому что объем внутри него занят сплошной несжимаемой средой ( какие там 0.3-0.4 маха - среда вообще неподвижна ). Следовательно - при увеличении внешнего давления из-за того, что среда -несжимаема, объем она менять не должна - давление с одной стороны моментально компенсируется давлением с другой. Т.е. изменение объема - ноль. Как не изменяй внешнее давление - объем меняться не будет - стрелка всегда будет в одном и том же положении.
Еще один свидетель на роликах - вода. Потому что существует граница раздела сред. Чтобы представить как скажется на ней давление в 300 кг на метр квадратный надо сделать куб с гранью один метр и массой в 300 кг, расположить его до соприкосновения с водой одной из плоских сторон и отпустить. Разумеется, куб будет погружать - где-то до 30 см - далее это компенсирует сила Архимеда. Но по Ламорту - никуда погружаться он не будет - потому что вода - несжимаемая среда - давление передаст через себя Земле, та ответит реакцией опоры и все великолепно скомпенсируется обратно до куба и куб останется на месте. Т.е Ламорт может смело ходить по воде!
Вот ролик из тех что любит Ламорт где самолет точно пролетает над наблюдателем.
Как видно на фоне - люди по воде не ходят! И щелчков в микрофоне - нифига не слышно.
Так что с "подпоркой" возникают фундаментальные проблемы - признать ее существование значит поставить крест на куче наблюдаемых явлений. Но, думаю, Ламорт сдаваться и не собирается. Он скорее всего вспомнит, что давление в сплошной среде действует во все стороны, поэтому и не слышно никакого щелчка и не видно следа продавленной воды под самолетом. Но тут он сразу же нарушит третий закон Ньютона - смотри рисунок 4. Если предположить что давление самолетом направлено вниз к центру Земли, но далее оно направлено в разные стороны, то и на дугу АВ на этом рисунке, а это - нифига не поверхность Земли. Т.е. Земле достается меньше. Т.е. для того чтобы самолет оставался на месте давление он должен создавать несколько побольше, поскольку не все оно будет приложено к Земле, т.е. подъемная сила должна быть больше силы притяжения самолета Землей! А мы прекрасно помним с чего начинал Ламорт - что на Землю тоже должна действовать компенсирующая сила, т.е. давление на определенную площадь должно быть такое, чтобы возникающая при этом сила ( пропорциональная площади и давлению ) компенсировала силу притяжения.
В общем - одни сплошные парадоксы, и это не удивительно - физики-то Ламорт не знает, поэтому составляет картину из лоскутков. И лоскутки в других случаях выходят боком. А в реальности никакой подпорки из несжимаемой среды - не надо.
Что касательно движения - сама картинка, которую Ламорт любит показывать, ему противоречит - смещение слоев на длине хорды тут ЕСТЬ! ( я специально подчеркнул вход и выход одного слоя ).
Но Ламорт на таких картинках и экспериментах почему-то сразу становится слепым - нету смещения и все тут! И не надо акцентировать на параллельность потока после профиля - поток-то параллелен, но СМЕЩЕН!
В общем - Ламорту надо в 7 класс средней школы и изучать основы физики с самого начала.
P.S. Насчет блюдца в эффектом Коанда и управляемости. Предлагаю Ламорту взять велосипед, заварить на нем руль чтобы переднее колесо было только прямо ( это аналог жестко закрепленного винта на этой тарелке ) и сделать на нем восьмерку на площадке
P.P.S. Отвечать мне не надо - я просто дал пищу для участников 101, Fakir, НТ. Этим аккаунтом я пользоваться не собираюсь далее этого сообщения.