Commander> Если только она не вернется каким-то чудом обратно и не вдарит по самому КА.Commander> Но с чего бы ей возвращаться?
Это не ко мне вопрос. Не я эту кашу заварил, а Памятливый45, но всё же постараюсь ответить.
"Труднее всего было с вертикальной посадкой. Параллельно с Гарнаевым машину осваивал В.Г.Мухин, впоследствии заменивший Юрия Александровича, переключившегося на испытания вертолета Ми-6. У исследователей на этот счет имелись разные мнения. Гарнаев настаивал, что садиться надо по вертолетному, с большой высоты, погасив при этом предварительно скорость. Мухин придерживался иных взглядов. Он считал, что в отличие от вертолета, но котором в полете опорой является несущий винт, на СВВП эти функции, в зависимости от этапа полета, выполняет крыло и газовые струи двигателей. Учитывая, что момент "передачи" подъемной силы от крыла к силовой установке зависит от скорости, то и посадку надо рассчитывать с высоты, соответствующей высоте полета по кругу. Мухин оказался прав.
Висения осуществлялись на высоте около полуметра над ямой, закрытой сверху стальной решеткой. Это делалось для снижения интерференции газовых струй и самолета. Но убедившись, что самолет может взлетать вертикально, с решетки вскоре ушли, ведь на натуре приходилось исследовать то, что не всегда получалось на стенде.
Перейдя от решетки на "твердую" поверхность, самолет будто подменили. Как только колеса отрывались от земли "Як" ночинало трясти и заваливать на бок, при этом запаса газовых рулей явно не хватало. Кое-кто советовал Мухину быстрее уходить от экрана, но опытный летчик-испытатель не спешил. В поведении машины требовалось разобраться на земле, иначе летного происшествия не миновать. Обучая СВВП полетам, летчик и сам приобретал новые навыки пилотирования."
Думаю, что отсюда ноги растут. Хотя вот здесь немного по-другому:
"На заключительном этапе исследований (летом 1956-го) окончательно проверялась работоспособность РД-9БЛ для "Турболёта". Анализ полей температур в области вскрыл одну новою и, я бы даже сказал, парадоксальную особенность работы ТРД в вертикальном положении близ экрана.
Оказалось, что выхлопная газовая струя растекается равномерно во все стороны тонкой веерообразной пеленой над ВПП от места её удара, не поднимаясь вверх, что позволяет двигателю работать в благоприятных условиях. Воистину, благодать для старта."