Подвернулся на глаза ниже частично отцитированный текст о Маринеско. Не знаю, насколько верный - но утверждение о присутствии на борту С-13 в последнем военном походе контр-адмирала, начальника Подплава - как минимум любопытно...
Санкт-Петербург : Пушкинский Фонд, 1999. — 21 с. Маринеско был жестокий, агрессивный командир... Эти страницы являются дополнительной главой к книге "Секреты…
// o-strizak.livejournal.com
...
Чтобы посрамить Маринеско, Доценко приводит из истории Второй мировой войны цифры достижений фашистских и американских подводников (проф. Доценко якобы не видит разницы меж вольной охотой в океане и подводной войной в мелководной, тесной Балтике, где немцы выставили десятки тысяч мин и держали мощные противолодочные силы, — и ещё Доценко "забывает" указать, что в океанах ходили без прикрытия крупнотоннажные суда, а на Балтике ходили с мощным охранением небольшие транспорты).
Главным предметом "исследования" проф. Доценко взял
последний боевой поход Краснознаменной подводной лодки "С-13" под командованием капитана 3 ранга (ещё не разжалованного в старшие лейтенанты) Маринеско.
Из этого похода, который длился с 20 апреля по 13 мая 45-го года, Маринеско вернулся без побед.
Проф. Доценко утверждает, что причина тому одна — Маринеско-де был никудышный, нерешительный командир. В доказательство (!) проф. Доценко извлекает из секретного архива ВМФ и цитирует три документа.
Интересная вещь: Доценко не даёт к цитатам сноски, не сообщает ни номеров фонда и описи дел, ни номера архивного дела, ни указания на листы дела, — то есть, научная ценность такого "цитирования" равна нулю.
В первом из цитируемых документов командир дивизиона подводных лодок капитан 1 ранга Орёл перечисляет 7 случаев, когда, по мнению Орла, в данном походе "возможность атаки была упущена по вине командира", то есть по вине капитана 3 ранга Маринеско. Вывод Орла: "действия командира неудовлетворительные".
Второй документ рождён в следующей инстанции. Командир бригады подводных лодок капитан 1 ранга Курников более категоричен: "командир ПЛ не стремился искать и атаковать противника". ...
Третий документ подписан в инстанции высшей и окончательной — начальником штаба КБФ контр-адмиралом Александровым. Приговор адмирала категоричен: "противника не искали, и свою задачу выполнили неудовлетворительно".
Здесь историк Доценко (с неким торжеством) пишет: "Как говорится, комментарии излишние".
Профессор Доценко совершенно зря написал эту фразу.
Именно тут и нужно начинать комментарии.
Дело в том, что профессор, офицер флота Доценко утаил от своих читателей важнейший факт в этой истории.
В том злосчастном походе Маринеско не был самостоятелен. На борту "С-13" находился и опекал командира сам начальник Подводных сил Балтийского флота контр-адмирал Андрей Митрофанович Стеценко.
...
О жестоком конфликте между Маринеско и адмиралом Стеценко во время боевого похода в апреле и мае 45-го года рассказал в 84-м году А. Крон в книге "Капитан дальнего плавания" (М., "Сов. пис."). Книга выходила под гнётом военной и политической цензур, поэтому Александр Крон о многом мог сказать лишь намёком.
Но видно, что обстановка была накалена до предела. Крон пишет, что у Маринеско оставалось последнее, дозволенное уставом, средство: записать в вахтенный журнал, что он, Маринеско, ввиду разногласий с начальством, слагает с себя обязанности командира корабля. В таком случае адмиралу Стеценко пришлось бы взять на себя командование подводной лодкой.
Честь боевого командира не позволила Маринеско доводить конфликт до глупости.
...
Историк Доценко также "забыл" поведать читателю,
в каких условиях протекал этот последний военный поход. Несколько раз лодка "С-13" была буквально на волосок от гибели.
24 апреля 1945 года лодка выходила в атаку, когда её обнаружил "юнкерс". Командир лодки сманеврировал с уходом на глубину, 6 бомб разорвались у самого борта.
Почти каждую ночь Маринеско подвергался атакам немецких подводных лодок.
...
В те дни в Балтийском море находились лишь две подводные лодки Балтфлота. Им противостояли десятки немецких подводных лодок, которые защищали районы своего судоходства.
25 апреля ночью лодка "С-13" была атакована немецкой подводной лодкой. Командир уклонился маневром и увеличением хода, 3 торпеды впритирку прошли по корме.
27 апреля в полночь "С-13" была атакована из-под воды группой фашистских подводных лодок. Командир "С-13" уклонялся маневрами. Немцы произвели несколько залпов. Вдоль бортов "С-13" прошли 9 вражеских торпед.
30 апреля лодка "С-13" была атакована немецким бомбардировщиком. Командир уклонился и произвёл срочное погружение. 4 бомбы взорвались у борта. Пушечно-пулемётные очереди с самолёта прошли с запозданием, лодка уже была под водой.
2 мая ночью "С-13" была атакована немецкой подводной лодкой. Командир уклонился уходом на глубину. 2 вражеские торпеды прошли над лодкой "С-13" (эти сведения я привожу по рукописи воспоминаний Г. Зеленцова "Дороги из глубины", автор рукописи был в том походе на "С-13" старшиной-рулевым).