IvanKh> Всем добрый вечер. Вот только зарегистрировался и сразу возник вопрос: как влияет добавление S в сорбитовую карамель? Карамель делаю в пропорциях: 63% KNO3, 33% сорбита, 4% S. Много читал об этом, но хочется услышать, так сказать, из "первых уст".
Серу в карамели можно рассматривать как катализатор и даже как флегматизатор))) Помимо всего прочего она даёт окрас пламени в двигателе и за ним, что выглядит очень красиво.
Однако по сей день пишут, что серой портят карамель.
Полгода назад я получил первые теоретические подтверждения того, что серой карамель не испортить, как минимум, и даже можно улучшить.
Данную информацию решил приберечь до поры до времени, пока будут получены точные цифры с новой стендовой отработки двигателя, где сделан новый расчёт топлива на фруктозе с серой по этой теории. Оно же стало одной из причин отказа от катализатора в виде оксида железа 3.
Начну с предыстории.
Речь вообще идёт о «блохах». Это буквально десятые доли УИ или плотностного УИ. Т.е. ничего сверхстрашного здесь не будет. Даже в изначальных расчётах потери УИ мизерные, а практическими данными здесь никто не располагает пока ещё.
Одно из ключевых и, казалось бы, исчерпывающих «обсуждений» на эту тему было здесь:
Бумажные трубы будут выдерживать большее давление если их пропитать олифой и дать хорошенько просохнуть. Для расчета максимального давления предел прочности можно взять 15 МПа.
// Ракетомодельный
#p1694153
Суть противоречия и первопричины применения серы в карамели заключается в том, что во всех учебниках написано, что сера снижает УИ ракетных топлив. То есть некая "абсолютно правильная догма" для всех случаев. Однако в тех же учебниках есть очень важное допущение, что рассматриваемые топлива не содержат сколько-нибудь значительного количества конденсированной фазы в продуктах сгорания.
То, что добавление серы в карамель заметно уменьшало образование конденсата, было видно невооружённым глазом на практике при горении образцов топлив и подтверждалось расчетом на количество получаемого конденсата в том же PROPEP. Но донести этого я тогда так и не смог, да и контраргументы в виде расчета в PROPEP якобы говорили об обратном, что сера наоборот повышает среднюю молекулярную массу продуктов сгорания, а, следовательно, снижает скорость газа и УИ:
«У меня получается так:
10атм
NaNO3(59)+C6H14O6(30)+S(11)
THE MOLECULAR WEIGHT OF THE MIXTURE IS 35.54 г/моль
ISP* 119.2
NaNO3(65)+C6H14O6(35)
THE MOLECULAR WEIGHT OF THE MIXTURE IS 33.895 г/моль
ISP* 124.3»
Однако я сам тогда допустил логическую ошибку, фактически приравняв влияние снижения средней молекулярной массы продуктов сгорания на УИ, когда массовая доля конденсата не есть среднее количество вещества. И вообще, процесс торможения конденсата – это совсем другой процесс, который PROPEP не считает. А значит и этот данный контраргумент не имеет отношения к тому, как влияет сера на количество конденсированной фазы и, в конечном счёте, на УИ карамели, в которой и так изначально много конденсата.
Позднее я нашёл алгоритм PROPEP в исходниках на фортране и в виде аналитического-математического описания алгоритма в документе. Ни там ни там я не нашёл ничего, где бы могло учитываться торможение газового потока в сопле конденсатом. Максимум, что учитывалось – это распределение энергий между газом и конденсированной фазой. Это давало первое занижение УИ (энергетическое). Иными словами, если в карамели не было бы конденсата, то УИ был бы где-то в районе 170-180с. Помимо этого газ, расширяясь, движется, а конденсат нет, он «паразитируя» на газе, «едет» ускоряясь за счёт него, а газ при этом тормозит, что приводит к дополнительным потерям УИ. И все расчёты в PROPEP показывали довольно большое завышение УИ перед практическим до 10-20%. Тем больше было расхождение данной теории с практикой, чем больше было в топливе конденсата. Иными словами в расчётной модели PROPEP конденсат движется со скоростью газа.
Вообще расчёт влияния конденсата на УИ довольно не простой. Тут необходимо учитывать и агломерацию и переменные процессы в сопле для конденсата и то, что его количество непостоянно по мере движения вещества в сопле. Но в одной книжке был дан пример приблизительного или ориентировочного расчёта или учёта влияния на УИ конденсированной фазы:
[Шапиро Я.М., Мазинг Г.Ю., Прудников Н.Е. Теория ракетного двигателя на твёрдом топливе М., Воениздат, 1966г. 256с., параграф 3.6, c. 91]
Достаточно несложная доработка формул, которая сводилась к простому пересчёту УИ (расхода, тяги и УИ) в зависимости от массового количества конденсированной фазы. И хотя авторы делают допущение для данного расчёта, что он хорошо согласуется с практикой при содержании конденсированной фазы не более 10% и размером частиц сопоставимых с размером атомов газа. Я думаю, что в остальных случаях ситуация легче для УИ не будет, только расчёт станет сложнее… Решил применить это и доработать в своей программе алгоритм PROPEP. Последующий пересчёт для топлив, в том числе и карамельных, дали уменьшение расхождения расчётного УИ с практическим на порядок.
В результате пересчёта карамельного топлива с серой были получены оптимумы, которые имели небольшой горб максимума в районе содержания серы 4-8%.
К примеру, твой состав с учётом расчёта торможения конденсированной фазы выглядит следующим образом:
Давление 20атм:
НК-Сахар (65,625-34,375) Без серы
Удельный импульс топлива, с 103,1929 104,4992
Массовый процент конденсированной фазы, % 39,3897
Средняя молекулярная масса продуктов сгорания, г/моль 37,36306
НК-Сахар-S (63-33-4) С серой 4%
Удельный импульс топлива, с 103,5793 104,831
Массовый процент конденсированной фазы, % 36,86379
Средняя молекулярная масса продуктов сгорания, г/моль 37,74254
Или, например натриевая карамель с серой:
Давление 20атм:
НН-Сорбит (65-35) без серы
Удельный импульс топлива, с 121,7539 122,9915
Массовый процент конденсированной фазы, % 31,35713
Средняя молекулярная масса продуктов сгорания, г/моль 34,65032
НН-Сорбит-S (62,4-33,6-4) с серой
Удельный импульс топлива, с 122,1219 123,4585
Массовый процент конденсированной фазы, % 25,65283
Средняя молекулярная масса продуктов сгорания, г/моль 34,45734