На креслах семейства К-36 используется два комплекта предохранителей (далее – чеки): кабинные и наземные. Наземные ставят САПСисты при работе с креслом вне кабины. Их вставляют (извлекают) одновременно с подъёмом (установкой) кресла из (в) кабины(у), когда оно вытягивается (т.п.) "гусём" - специальным для этого ручным краном с лебёдкой. Эти чеки пронумерованы и прикреплены мет.тросиками в рыжем резиновом бандаже к громоздкой красной дюралевой табличке с "напоминалкой" куда какая.
В основном они все цепляются за спинкой кресла и снизу под седалищем.
Кабинных чек по сравнению с наземными совсем мало, тем более на Су-25, где устанавливается кресло К-36Л без ограничителей разброса рук. Чека есть на рукоятках катапультирования (далее -держки) и на ручке авар.сброса фонаря, а также сверху на заголовнике в отрывном разъёме вытяжного фала от отделяемого фонаря и с др.стороны заголовника на… эээ уже точно не помню на чём.
На предполётной подготовке основные все чеки снимаются до посадки лётчика в самолёт кроме чеки на держках. Эту пилот снимает и отдаёт технику после полного пристёгивания перед закрытием фонаря кабины.
Мне на Су-17М3 и на всех модификациях Су-24 довелось эксплуатировать К-36Д и ДМ. На МиГ-29, Су-27, Су-34, Ту-160 ставили в то время К-36ДМ сер.2. Большинство пилотов этого форума, наверное, летали сидя в креслах типа К-36Д до сер.2 с держками, оборудованными нажимными рычагами стопорения («эспандеры»), фиксирующиеся каждый чекой-булавкой, также скреплёнными между собой тросиком. Их нет на фото:
Эти чеки пристёгивались к основной связке кабинных чек. Бывало, редко совсем, когда надо было отправить самолёт на чужой аэродром, эти чеки техником отстёгивались от основной связки и закрывались перед вылетом в кармане-кабуре куртки пилота (слева потому что). Техник об этом расписывался в ЖПСе. Я однажды так в Чойбалсане, отправляя в Налайх на сборы свой 02, перед самой отмашкой на выруливание спохватился про эти булавки, держа в руках остальные чеки, и жестами попросил пилота их снять и мне показать. Но тот, торопясь вырулить, отмахнулся, что уже снял сам и всё норм. Однако, ощущая спинным мозгом взгляд зама комэски по ИАС, я был настойчив и, жестикулируя, что иначе буду сейчас приставлять стремянку и смотреть в упор, мне всё-таки показали эти чеки и тогда я уже выпустил самолёт. Но профилактический нагоняй от инженера за это всё-таки тут же и отгрёб. В кармане все кабинные чеки в штатной связке не помещаются, т.к. закреплены на такой же немаленькой табличке с напоминалкой. К ней сверху крепились на тросиках пара резьбовых чек ограничителей разброса рук, ну те же, что упомянуты для К-36Л. Весь этот комплект кабинных чек был номерной по зав.номеру кресла.
Держки на сер.2 устроены по другому, но принцип предохранения такой же.
Тут нет эспандерных рычагов стопорения. Для срабатывания нужно перевести держки в вертикальное положение и потом вытянуть на себя. Как они чекуются лично попробовать не довелось, а теорию вспомнить не могу, увы. Помню, что на каких-то ранних то ли МиГ-29 то ли Су-27, где стояли К-36ДМ до сер.2, был бюллетень на переоборудование этих кресел под держки сер.2. Кресло К-36Л кроме отсутствия ограничителей разброса рук, не оснащено и дефлектором. Ещё на нём менее мощные пиропатроны, нет привязных ремней – вместо них концы для крепления ИПС-72. Держки там как на сер.2
Оговорюсь, что были и исключения: попадались кресла сер.2 на некоторых МиГ-29 (вроде 1991г.в.) с ИПС-72 и слышал о Су-25 со стандартными ремнями (как на К-36ДМ сер.2).
Извиняйте, если доклад не в ту тему.