Переход от парусного флота к паровому в середине прошлого века привел к существенному изменению архитектуры корабля. Первые русские пароходо-фрегаты "Богатырь" (1836 г.) и "Владимир" (1848 г.) еще имели развитые княвдигеды с гальюнными решетками и регелями, заканчивающиеся позолоченными двуглавыми орлами. В дальнейшем вытянутые вперед княвдигеды военных кораблей укорачиваются и сходят на нет, а носовые фигуры крепятся непосредственно к верхней части водореза. Единственная в своем роде коллекция носовых фигур кораблей русского парусно-парового флота хранится в ЦВММ. Ее уникальность заключается в том, что почти все фигуры выполнены по моделям выдающихся русских скульпторов и отличаются необыкновенной выразительностью и классическим совершенством форм.
В Морском ведомстве России в 1855-1861 гг. работал замечательный скульптор Петр Карлович Клодт (1805-1867 гг.), знаменитый автор четырех скульптурных групп "Укротители коней", установленных на Анич-ковом мосту Санкт-Петербурга, и других известных произведений. Для восьми строившихся в Петербурге 11-пушечных корветов он изготовил кормовые накладные доски, изображающие животных, соответствующих названиям судов: "Волк", "Зубр", "Рысь", "Вепрь", "Буйвол", "Удав", "Медведь" и "Вол". Эти позолоченные горельефы стали последними кормовыми украшениями русских кораблей. Последующие корабли несли на корме типовое изображение царского герба. По выполненным в натуральную величину Клод-том моделям были изготовлены носовые фигуры для парусно-винтовых корветов "Богатырь" (1861 г.) и "Витязь" (1862 г.). Эти сохранившиеся фигуры замечательны точным проникновением в образ и тонкой проработкой деталей.
В 1858-1863 гг. несколько носовых фигур для кораблей русского флота создал Николай Степанович Пименов (1812-1864 гг.), академик ваяния и живописи. Одной из лучших его работ является модель носовой фигуры для 45-пушечного винтового фрегата "Ослябя" (1860 г.), изображающая легендарного воина-монаха вдвижении, с боевым топором и круглым щитом в руках. При изготовлении собственно носовой фигуры скульптор существенно отошел от модели, приглушив монашеские черты образа и усилив богатырский облик русского ратника. К сожалению, не сохранилась выполненная Пи-меновым носовая фигура другого героя Куликовской битвы - Пересвета с одноименного фрегата. В ЦВММ находятся подлинные носовые фигуры парусно-винтовых фрегатов "Дмитрий Донской" (1861 г.), "Александр Невский" (1861 г.) и корвета "Варяг" (1862 г.), изготовленные по моделям и под руководством прославленного скульптора. Эти корабли имели упрощенные носовые образования, поэтому фигуры богатырей Древней Руси крепились непосредственно под бушпритами, их тела как бы вырастали из завитков рокайля.
Десять носовых фигур для броненосных кораблей были вырезаны по моделям академика ваяния и живописи Михаила Осиповича Микешина (1835-1896 гг.), работавшего в петербургском Адмиралтействе с 1867 по 1875 г. Поскольку почти все заказанные ему фигуры предназначались для кораблей с вертикальными форштевнями и подводными таранами, скульптору пришлось работать над согласованием водореза с носовым украшением. Микешин предложил выполнять корабельную скульптуру в виде накладных досок с резным орнаментом по обе стороны форштевня, соединяя их с прислоненной к водорезу фигурой. Именно так выполнены носовые фигуры фрегатов "Князь Пожарский" (1870 г.), "Адмирал Лазарев" (1869 г.), "Адмирал Грейг"(1869г.), "Адмирал Спири-дов" (1868 г.), "Минин" (1878 г.) и "Адмирал Чичагов"(1867 г.).
Последними русскими кораблями, носившими носовые фигуры, была серия клиперов, строившихся в 1873-1879 гг.: "Джигит", "Разбойник", "Наездник", "Стрелок", "Пластун", "Всадник", "Опричник", "Крейсер" и "Вестник". Сохранилось пять моделей носовых фигур клиперов "Опричник", "Наездник", "Пластун", "Стрелок", "Разбойник", выполненных скульптором Матвеем Афанасьевичем Чижовым, и одна модель клипера "Джигит", выполненная лейтенантом П.Пущиным, учеником Чижова. Все фигуры вылеплены из гипса, причем авторам удалось в каждой из них достоверно показать характер персонажа.
Последующее развитие стального броненосного кораблестроения привело к отказу от носовых фигур и введению базового барельефа двуглавого орла, изготавливавшееся сообразно индивидуальным особенностям носовой части судна, его названию и исторической эпохе. Такое отлитое из цинка или свинца накладное украшение было легко подогнать по погиби носа, после чего его крепили болтами и покрывали позолотой.