Самолеты Бе-12 хотят заменить на 40-летние Ил-38
Морские летчики ломают голову, где взять необходимое количество снятых с производства самолетов
После катастрофы снятого с вооружения противолодочного самолета Бе-12 «Чайка», которая произошла 12 октября на авиабазе Кача под Севастополем, главкомат ВМФ решил поменять этот самолет на другой противолодочник — Ил-38, который с вооружения пока не снят. Парадокс ситуации в том, что Ил-38, как и Бе-12, перестали производить в 1972 году и самому новому самолету этого типа уже больше 40 лет.
Замена самолетов одного типа на самолеты другого значится в перспективном плане развития авиации Черноморского флота на 2013 год, который сейчас проходит согласование в главкомате ВМФ, сообщил «Известиям» источник в военно-морском ведомстве, знакомый с ситуацией.
— Поскольку перечень техники авиабазы в Каче жестко регламентирован межправительственным договором между Россией и Украиной о разделе Черноморского флота 1992 года, заменить один тип самолета на другой мы сможем только по согласованию с украинской стороной. Переговоры по этому вопросу уже идут, но пока безрезультатно. До конца года намечено еще несколько раундов, — пояснил собеседник «Известий».
Источник в Минобороны Украины пояснил «Известиям», что решение вопроса о базировании Ил-38 в Крыму затягивается, поскольку договор жестко ограничивает использование на территории Украины техники, способной нести ядерное оружие.
— По этой причине в 1990 годы Украине пришлось передать России все стратегические ракетоносцы Ту-160, Ту-95 и Ту-22М, хотя мы, конечно, могли их использовать и без ядерных ракет, — пояснил собеседник «Известий».
По его словам, Ил-38 конструктивно является носителем торпед с ядерной боевой частью, поэтому подпадает под ограничения. В то же время других противолодочных самолетов в России нет — сверхдальний противолодочный самолет Ту-142 не предназначен для работы в ближней морской зоне и тоже может нести ядерное оружие. А противолодочный самолет на базе Бе-200 будет готов нескоро.
В главкомате ВМФ при этом «Известиям» пояснили, что для базирования в Каче со всех Ил-38 будет сняты все устройства управления и контроля за ядерными боевыми частями торпед. При этом решение о замене Бе-12 на Ил-38 пока не принято.
— Пока комиссия по изучению причин катастрофы работу не закончила, никто ничего списывать с Качи и заменять другими машинами не будет. Всё как летало, так и будет летать, — пояснил «Известиям» высокопоставленный источник в ВМФ.
Летающие амфибии были списаны еще в начале 1990 годов и сейчас числятся в резерве (ожидают утилизации) в Елизове на Камчатке, в Калининградской области, а летают только на авиабазе Кача под Севастополем — там их не более десятка.
Ил-38 был принят на вооружение в 1969 году, а уже через три года снят с производства. Сейчас на всех авиабазах флота — в Елизове, Николаевке Приморского края, Ейске на Азовском море и Североморске — имеется всего 26 исправных машин этого типа, часть из которых не летает. Если решение о замене Бе-12 на Ил-38 утвердят, самолеты для Качи придется собирать по всей стране.
При этом Ил-38, в отличие от Бе-12, не может садиться на воду, а значит не сможет оказать помощь терпящим бедствие в море.
Ранее украинская сторона отказала России согласовать замену на авиабазе в Гвардейске устаревших бомбардировщиков Су-24 на более современную модификацию Су-24М, которая может быть оснащена тактическими авиабомбами с ядерными зарядами.