Реклама Google — средство выживания форумов :)
В прицеле министра Картера оказался оперативно-тактический ракетный комплекс 9К720 «Искандер-М», разработка 1990-х годов, доведенная к концу 2000-х до готовности к серийному производству.
Комплекс оснащается двумя типами ракет. Первый — аэробаллистические ракеты, управляемые на всей траектории полета, что делает их поведение непредсказуемым для тактических систем ПРО. Дальность — 500 километров, нижний порог договора РСМД.
Второй тип — крылатые ракеты Р-500, которые как раз и обратили на себя внимание американцев. Официальная дальность ракеты… тоже 500 километров. С одной стороны, придраться невозможно, так как энергетика силовой установки неизвестна, а на дальность свыше заявленной ракета явно не испытывалась (во всяком случае, в этой пусковой конфигурации).
С другой стороны, кадры запуска Р-500 с «Искандера» в сентябре 2014 года хорошо известны и ракету на них можно отлично разглядеть. Сложные технические системы крайне редко растворяются в небытии и никогда не возникают оттуда по щелчку пальцев. У всего есть предыстория. Так вот, Р-500 по своей геометрии крайне похожа на линейку крылатых ракет 3М10 («Гранат») и 3М14 (из состава комплекса «Калибр»). А это стратегические изделия с дальностью до 2600 километров, отечественные аналоги американских «Томагавков».
Повторимся: это ничего не доказывает, но подозрения вызывает. К слову, комплексы РК-55 «Рельеф», уничтоженные по договору РСМД, как раз использовали одну из модификаций «Гранатов».
С третьей стороны, производители комплекса Club (экспортной версии «Калибра») предлагают береговую версию своего изделия с ракетами 3М14Э (дальность — до 300 километров, согласно РКРТ — режиму контроля за ракетными технологиями). То есть заявлено о физическом существовании крылатой ракеты, летающей на малую дистанцию.
Юридически поймать российскую сторону за руку невозможно, равно как можно понять и озабоченность американцев.
Мишень-многостаночник
Заодно попробуем понять озабоченность России. Скажем, одна интересная история началась еще в середине 1990-х годов и продолжается до сих пор. Американцы в тот момент вели разработки системы ПРО театра военных действий THAAD и нуждались в натурных экспериментах по перехвату целей — то есть ракет средней дальности.
В результате на основе ступеней межконтинентальных баллистических ракет Minuteman II в США сделали и опробовали несколько ракет-мишеней для этих испытаний — Hera (с дальностью 1100-1200 километров), MRT-1 (с дальностью 1100 километров) и LRALT (с дальностью 2000 километров).
Россия поинтересовалась, как эти работы соотносятся с договором РСМД. США ответили, что данные изделия — не ракеты средней дальности и проходят по пункту 12 статьи VII договора, регламентирующему создание и применение «ускорительных средств», чья дальность формально попадает в запрещенный диапазон.
Данное объяснение нельзя признать удовлетворительным. Скажем, одно из положений этого пункта прямо запрещает использовать «ускорительные средства» иным способом, нежели для испытания с их помощью полезной нагрузки (например, аппаратуры, выводимой в космос или верхние слои атмосферы). Испытание же систем ПРО посредством работы по таким ракетам договором РСМД не предусмотрено. К тому же США проводили испытания ракет-мишеней и самих по себе, как носителей, что прямо запрещается договором.
Тут даже говорить не о чем: перед нами разработка перспективных носителей средней дальности, которые в будущем легко могут получить боевое оснащение. Причем разработка, халатно замаскированная с юридической точки зрения. Более того, в проектах кроется масса вкусностей: в частности, система наведения ракет Hera прямо повторяет систему наведения ракет средней дальности Pershing II, формально уничтоженных по договору РСМД. А система эта крайне интересна: она построена на принципе наведения ракеты на конечном участке по портретам радарных карт местности, что позволяет добиваться исключительной точности.
3 июля 2013 года Lockheed успешно провела четыре запуска динамического макета LRASM из пусковой ячейки Mk.41
Согласно имеющимся данным, ракета LRASM представляет собой развитие малозаметной крылатой ракеты JASSM. Фюзеляж выполнен исходя из требований минимальной радиолокационной заметности, с активным применением композитных углеродистых материалов. Ракета приводится в движение турбовентиляторным двигателем Williams International F107-WR-105, и должна иметь дальность действия до 1000 км, согласно проекту[3]. Ракета оснащается 454-килограммовой боевой частью.
«Американцы никаких официальных претензий к ракете РС-26 не предъявляют. Потому что для этих претензий нет никаких оснований. Американской стороне была предъявлена телеметрия испытательных пусков РС-26, которая ясно доказывает, что новая ракета относится к классу межконтинентальных баллистических», — сказал собеседник агентства.
Как отметил источник, Россия неоднократно предупреждала США, «что появление новых американских баз ПРО в Польше, Румынии и других европейских странах не останется без ответа». Он добавил, что РС-26 отличается от РС-24 «Ярс» меньшим количеством ступеней и меньшей дальностью применения.
Ранее сообщалось, что 18 марта прошло успешное контрольное испытание ракеты «Рубеж», и в ближайшее время начнется ее постановка на боевое дежурство.
Испытания «Рубежа» повлекли за собой обвинения в адрес Москвы в несоблюдении международных договоров. По мнению ряда американских экспертов, развертывание новой ракеты будет означать нарушение Россией подписанного в 1987 году договора РСМД, поскольку «Рубеж» якобы способен поражать цели на дистанциях менее 5,5 тысячи километров. Москва отвергает эти обвинения, называя ракету межконтинентальной и указывая, что достигнутая в ходе испытательных пусков с космодрома Плесецк максимальная дальность РС-26 превышает 5,5 тысячи километров.
США снова обвинили Россию в нарушении Договора о ракетах средней и меньшей дальности (РСМД) и даже пригрозили принять ответные меры, если Москва не вернется к к исполнению этого документа, принятого сторонами еще в 1987 году. Эти заявления прозвучали из уст помощника госсекретаря Фрэнка Роуза на конференции по ядерному оружию и международной безопасности в Колорадо-Спрингс.: "Мы ясно дали понять России и нашим союзникам, что наше терпение не безгранично. Мы предпримем шаги, чтобы защитить себя и наших союзников, если Россия не прекратит нарушать (договор) и оставит наши опасения без ответа".
Роуз напомним, что еще в июле прошлого года Вашингтон предъявлял претензии России, утверждая что РФ ведет разработку и испытания крылатых ракет наземного базирования дальностью от 500 до 5 500 километров.
Напомним, что Россия неоднократно предлагала США провести "конкретные консультации", чтобы получить от американской стороны подкрепляющие их утверждения факты вместо "голословного обвинения", однако пока таких контактов стороны не ведут. При этом в четверг глава российского Генерального штаба также заявил о нарушении Договора РСМД со стороны США.
Associated Press получило незасекреченную часть доклада, подготовленного сотрудниками председателя комитета начальников штабов Мартина Демпси. В докладе исследуется, какие виды вооружений могут разработать и развернуть США, если они будут освобождены от ограничений, накладываемых договором о РСМД.
В докладе указывается на четыре вида вооружений, которые «могут содействовать компенсации разницы в возможностях».
В их числе – крылатые ракеты наземного базирования для размещения в Европе или Азии, а также баллистические ракеты среднего радиуса действия, обладающие возможностью корректировать траекторию боеголовки после того, как она повторно входит в земную атмосферу и направляется к цели.
Баллистические ракеты средней дальности воздушного базирования (до 5500 км) за счет использования при старте высоты и скорости полета носителя, а также ввиду меньшей по сравнению МБР дальности полета будут иметь стартовую массу около 7–8 т. С учетом результатов проработок по комплексу «Скиф» в качестве носителя таких ракет возможно использование модернизированного бомбардировщика Ту-22М3. В соответствии с положениями заключенного в 2010 году Договора о СНВ самолет Ту-22М3 не является тяжелым бомбардировщиком. Согласно Протоколу к Договору о СНВ, «термин «тяжелый бомбардировщик» означает бомбардировщик того или иного типа, какой-либо из бомбардировщиков которого отвечает любому из следующих критериев: а) его дальность составляет более 8000 км или б) он оснащен для ядерных крылатых ракет воздушного базирования большой дальности».
Бомбардировщик Ту-22М3 не отвечает ни одному из приведенных критериев. Из находящихся на вооружении России самолетов к тяжелым бомбардировщикам действующим Договором о СНВ отнесены только Ту-95МС и Ту-160. В соответствии с Протоколом к Договору о СНВ «термин «тяжелый бомбардировщик, оснащенный для ядерных вооружений» означает тяжелый бомбардировщик, оснащенный для ядерных КРВБ большой дальности, ядерных ракет класса «воздух–поверхность» или ядерных бомб». Поскольку самолет Ту-22М3 не является тяжелым бомбардировщиком, то при вооружении баллистическими ракетами класса «воздух–поверхность» он не будет считаться тяжелым бомбардировщиком, оснащенным для ядерных вооружений. При этом Договор о СНВ не накладывает ограничений на численность развернутых и неразвернутых бомбардировщиков, не являющихся тяжелыми бомбардировщиками. Зачет боезарядов договором предусмотрен только за развернутыми тяжелыми бомбардировщиками. Таким образом, бомбардировщики Ту-22М3 и боеголовки размещенных на них БР не будут засчитываться в суммарные количества боезарядов, а также развернутых и неразвернутых носителей, ограничиваемых Договором о СНВ.
Другим возможным носителем БР средней дальности может стать самолет МиГ-31. В 80-е годы на базе этого истребителя разрабатывался противоспутниковый авиационный ракетный комплекс «Контакт». В состав комплекса входили самолет-носитель МиГ-31Д (разработчик ОКБ им. Микояна) и ракета 79М6 «Контакт» (разработчик ОКБ «Факел»). К началу 90-х годов были завершены летно-конструкторские испытания самолета-носителя. Ввиду прекращения финансирования работы по комплексу были прекращены.
В 90-е годы ОКБ имени Микояна и ОКБ «Вымпел» на базе истребителя МиГ-31 разрабатывали систему выведения космических аппаратов с ракетой РН-С. В то же время группой ученых Московского авиационного института при поддержке специалистов ОКБ имени Микояна рассматривался вариант использования самолета-носителя МиГ-31 для воздушного запуска ракеты «Микрон». Ракета, имевшая стартовую массу 7 т, длину 7,25 м, ширину с рулями 3,7 м., должна была выводить на орбиты высотой 250–300 км полезные нагрузки массой 150–200 кг.
С 2005 по 2007 год на базе истребителя МиГ-31Д разрабатывался авиационно-ракетный комплекс «Ишим», предназначенный для выведения полезных нагрузок в космос. Головным разработчиком самолета-носителя была РСК «МиГ», а ракеты – Московский институт теплотехники. На самолете-носителе МиГ-31И должна была размещаться трехступенчатая ракета, имевшая стартовую массу 10,3 т, длину 10,76 м и диаметр корпуса 1,34 м. Запуск ракеты предусматривался с высоты 15–18 км при скорости полета самолета-носителя 2120–2230 км/час.
С учетом проработок по комплексу «Ишим» возможно использование модернизированного самолета МиГ-31 в качестве носителя БР средней дальности со стартовой массой до 10 т. Ракетный комплекс с БР средней дальности будет обладать высоким уровнем выживаемости ввиду большой скорости ухода самолета от аэродрома при получении сигнала предупреждения о ракетном нападении. Истребитель МиГ-31, оснащенный БР средней дальности, не будет отвечать ни одному из критериев тяжелого бомбардировщика, и соответственно на этот самолет и размещенные на нем БР и их боеголовки не будут распространяться количественные ограничения действующего Договора о СНВ.
Ракетный комплекс с БР средней дальности воздушного базирования может использоваться для решения задачи ядерного сдерживания на европейском, восточном и южном стратегических направлениях без выхода авиационного носителя за пределы воздушного пространства страны. За счет дальности полета авиационного носителя такой комплекс может осуществлять ядерное сдерживание одновременно на нескольких стратегических направлениях. Ракетные комплексы с БР средней дальности наземного базирования такими возможностями не обладают. Авиационная БР средней дальности может быть унифицирована с ракетами, предназначенными для оперативного вывода космических аппаратов и перехвата спутников. Одним из вариантов, позволяющих снизить затраты и сократить сроки разработки ракетного комплекса средней дальности, является создание БР с использованием элементов существующей оперативно-тактической баллистической ракеты «Искандер-М».
Таким образом, в настоящее время имеется техническая возможность создания и развертывания баллистических ракет средней дальности воздушного базирования вне запретов и количественных ограничений действующих договоров о РСМД и СНВ. Целесообразность реализации этого нового направления совершенствования ядерных сил должна определяться в результате сравнительной военно-экономической оценки с другими вариантами поддержания стратегического равновесия.
ТРЕТИЙ ПУТЬ
Помимо двух изложенных вариантов решения задачи ядерного сдерживания есть еще один – развернуть ракеты средней дальности морского либо воздушного базирования, на которые не распространяется действие Договора о РСМД. Однако в соответствии с действующим Договором о СНВ баллистические ракеты средней дальности морского базирования, размещенные на подводных лодках, будут засчитываться наравне с БРПЛ межконтинентальной дальности. Развертывание БРПЛ средней дальности за счет уменьшения числа БРПЛ межконтинентальной дальности снизит потенциал ответного удара СЯС на североамериканском направлении, что неприемлемо.
Вариант воздушного базирования БР средней дальности до 5 декабря 2009 года подпадал под запрет Договора СНВ-1. Этот договор запрещал производство, летные испытания и развертывание баллистических ракет класса «воздух–поверхность» (БРВЗ) с дальностью свыше 600 км. Действующий Договор о СНВ не запрещает испытания и развертывание баллистических ракет класса «воздух–поверхность». В нем ракеты этого класса в ядерном оснащении определены в качестве одного из видов ядерных вооружений тяжелых бомбардировщиков.
Вашингтон инкриминировал Москве разработку крылатой ракеты наземного базирования, подпадающую под положения ДРСМД, которые запрещают производство и испытания ракет дальностью от 500 км до 5,5 тыс км. Речь идет о "российской системе, которая представляет собой соответствующую последним техническим достижениям крылатую ракету наземного базирования", заявил американский дипломат. По его версии, "Россия испытала /эту ракету/ на дальностях, способных угрожать большей части европейского континента и нашим союзникам в Северо-Восточной Азии".
Какая именно разработка имеется в виду, администрация США, впрочем, не объявляет. Выступая в декабре прошлого года в Институте Брукингса в американской столице, заместитель госсекретаря США по контролю над вооружениями и международной безопасности Роуз Готтемюллер отрицательно ответила на вопрос о том, относятся ли обвинения Вашингтона к оперативно-тактическому ракетному комплексу "Искандер" или крылатой ракете Х-101. Речь, как пояснила дипломат, идет о "крылатой ракете наземного базирования, а не об обеих упомянутых системах - "Искандер" и другой". "Я видела кое-какие отражения этого вопроса в прессе, но приводившиеся там данные не соответствовали действительности", - сказала Готтемюллер. Никаких дальнейших деталей на этот счет она не привела.
Ну, а по поводу испытаний российской крылатой ракеты наземного базирования американцы, скорее всего, никакой информации не получили. И дело здесь, видимо, в том, что Россия ничего и не обязана сообщать американской стороне об этой ракете. Ведь речь скорее всего идет о новом классе оружия – крылатых ракетах наземного базирования большой дальности, которые не подпадают под договор по РСМД. Ведь достаточно сделать крылатую ракету дальностью 5550 км и она уже формально не будет покрываться этим договором. А технические возможности создания такой ракеты у России имеются. Более того, этот вид оружия не затрагивается и договором СНВ-3. Поэтому с международно-правовой точки зрения Россия не обязана никому ничего сообщать про этот тип оружия, а тем более давать согласие на инспекции.
С другой стороны, крылатые ракеты большой дальности наземного базирования вполне в состоянии решить все те задачи, которые могли бы решать аналогичные ракеты средней дальности. Ведь их не обязательно использовать на максимальную дальность. А количество таких ракет не ограничено никакими соглашениями. Конечно, производство этих ракет будет стоить несколько дороже. Но это – не столь значительная цена, которую следовало бы принимать во внимание. Главное, что такой сценарий позволяет России формально придерживаться договора по РСМД.
Видимо, по этой причине российское руководство решило пока из договора не выходить, то есть пойти по наименее болезненному пути с политической точки зрения.