Реклама Google — средство выживания форумов :)
В частности, речь идет о том, что в статье восьмой уточненной Военной доктрины будет дано понятийное определение неядерному сдерживанию, как перечня политических, дипломатических, военно-технических мер, направленных на недопущение агрессии против России неядерными средствами. По этим данным, разработчики документа, внеся это положение в доктрину, учли как мнение экспертного сообщества, так и насущное веление времени. Потому что «ядерное оружие сегодня не может быть абсолютным инструментом сдерживания».
Эксперты считают, что «объективная реальность состоит в том, что новые угрозы и вызовы военного характера, такие, в частности, как гибридные войны, реализация потенциальным противником концепций „Геоцентрического театра военных действий“, „Глобального удара“, „Сетецентрического пространства“ требует реакции». А система неядерного сдерживания — как раз один из таких ответных инструментов.
По мнению экспертов, в действующей редакции доктрины слишком дипломатичные формулировки, которые были продиктованы нашими неоправдавшимися ожиданиями относительно партнерства с США и НАТО. Теперь же, когда отношения с Западом заметно осложнились, надо четко обозначить, откуда исходят угрозы, что они собой представляют, на каком этапе могут материализоваться и кто их инициатор. А на основании этого прописать — как намерена действовать Россия для нейтрализации военных угроз.
По оценкам специалистов, для реализации концепции стратегического неядерного сдерживания в наиболее развитых странах после 2015–2020 годов могут быть созданы разведывательно-ударные боевые системы. Это, в частности, разведывательные средства стратегического предупреждения о начале подготовки конкретного противника (агрессора) к нападению, о его готовности совершить агрессию в ближайшее время (месяцы, недели, сутки, часы, минуты), о начале ударной операции с применением определенных видов обычного оружия и сил.
Считается, что в обозримой перспективе основную нагрузку стратегического неядерного сдерживания будут нести авиация и военно-морские силы. Специалисты отмечают также, что стратегическое неядерное сдерживание, в отличие от ядерного, может осуществляться не из центра, а из региональных командований на стратегических направлениях, что повышает гибкость его применения и эффективность.
В 1987 году на боевом дежурстве и в арсеналах находились 650 ракет. Из них две трети были предназначены для уничтожения объектов в Европе и на Ближнем Востоке и примерно одна треть для уничтожения объектов в Азии и США.
Как сообщил Каракаев, ракета РС-26 – это рабочее название, так же, как и "Авангард", и "Рубеж". "Это прототип межконтинентальной баллистической ракеты на базе "Ярса" и "Тополя-М", который проходит летно-конструкторские испытания", – уточнил командующий.
Он отметил, что новая ракета будет легче "Ярса". "Если мы говорим о подвижном грунтовом "Ярсе", то у нас на сегодняшний день пусковая установка весит больше 120 тонн. На новой усовершенствованной ракете мы достигнем весовых характеристик до 80 тонн, она будет легче", – передает ИТАР-ТАСС слова командующего.
За счет усовершенствования самого компонента ракетного топлива, именно твердого, создается новый ракетный комплекс. "Который мы можем ставить, в том числе и на разных грунтах, в различных позиционных районах. Вы понимаете, что и проходимость у него выше, и габариты меньше, и живучесть будет лучше, и маскировочная емкость для него должна быть меньше", – сказал Каракаев. "В шахты его ставить не будем", – добавил он.
Власти США рассматривают вопрос введения ответных мер против России, которая нарушила договор о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД).
По его словам, комитет начальников штабов провел оценку угрозы из-за разработки Россией крылатой ракеты наземного базирования средней дальности.
"Эта оценка заставила нас рассматривать широкий спектр возможных действий в военной сфере и вероятность, с которой каждое из этих действий может убедить российское руководство вернуться к соблюдению договора о РСМД", - сказал Маккеон.
По его словам, США также обдумывают возможные действия, которые могут помешать России получить ощутимое военное преимущество в результате получения запрещенной ракеты.
"Мы считаем, что РСМД способствует не только безопасности США и России, но и наших союзников и партнеров", - сказал он.
"По этой причине российское владение, развитие или развертывание системы вооружения в нарушение договора не будут проигнорированы", - добавил Маккеон.
На тех же слушаниях заместитель госсекретаря по контролю над вооружениями Роуз Готмюллер заявила, что Вашингтон рассматривает возможный экономический ответ на нарушение договора, пишет AP.
"Мы активно рассматриваем возможные экономические меры в ответ на нарушения РФ", - сказала она.
Недавно состоялись консультации российской и американской делегаций в рамках реализации договора по РСМД, где эти претензии обсуждались. Что ответила на них российская сторона, публично не сообщалось. Однако, из других заявлений МИД можно предположить, что американцам были выставлены контрпретензии, касающиеся использования при испытаниях ПРО ракет-мишеней, сходных с ракетами средней и меньшей дальности, а также оружейных беспилотников, которые можно трактовать как крылатые ракеты наземного базирования. Москву также беспокоит предполагаемое развертывание в Польше и Румынии пусковых установок «Мк-41», предназначенных для ракет-перехватчиков, которые, однако, могут использоваться для запуска крылатых ракет средней дальности.
Ну, а по поводу испытаний российской крылатой ракеты наземного базирования американцы, скорее всего, никакой информации не получили. И дело здесь, видимо, в том, что Россия ничего и не обязана сообщать американской стороне об этой ракете. Ведь речь скорее всего идет о новом классе оружия – крылатых ракетах наземного базирования большой дальности, которые не подпадают под договор по РСМД. Ведь достаточно сделать крылатую ракету дальностью 5550 км и она уже формально не будет покрываться этим договором. А технические возможности создания такой ракеты у России имеются. Более того, этот вид оружия не затрагивается и договором СНВ-3. Поэтому с международно-правовой точки зрения Россия не обязана никому ничего сообщать про этот тип оружия, а тем более давать согласие на инспекции.
С другой стороны, крылатые ракеты большой дальности наземного базирования вполне в состоянии решить все те задачи, которые могли бы решать аналогичные ракеты средней дальности. Ведь их не обязательно использовать на максимальную дальность. А количество таких ракет не ограничено никакими соглашениями. Конечно, производство этих ракет будет стоить несколько дороже. Но это – не столь значительная цена, которую следовало бы принимать во внимание. Главное, что такой сценарий позволяет России формально придерживаться договора по РСМД.
Видимо, по этой причине российское руководство решило пока из договора не выходить, то есть пойти по наименее болезненному пути с политической точки зрения. Хотя надо отметить, что на этом пути мы по-прежнему лишены возможности использовать наиболее эффективный вид оружия – баллистические ракеты средней дальности. Между тем, позиции сторон по соблюдению договора по РСМД все более расходятся. Американцы не собираются отказываться от своих ударных беспилотников, хотя, возможно, и будут готовы обсуждать их неразмещение в Европе. Россия же, вряд ли, откажется от создания крылатой ракеты наземного базирования большой дальности.
К тому же, Вашингтон стал настаивать на расширенном толковании договора, которое предусматривает запрет на испытания ракет большой дальности на среднюю дальность. Но этого в договоре нигде нет. Если принять такую логику, то мы и «Тополь-М» не сможем испытывать и применять на дальность менее 5500 км. Таким образом, договор не только ограничивает наши возможности по использованию ракет средней дальности, но начинает негативно влиять на возможности наших стратегических ядерных сил. Поэтому рано или поздно, но решение о выходе из РСМД все равно принимать придется. И лучше это сделать сейчас, когда для этого имеется соответствующий внешнеполитический контекст.
Автор: М.В. Александров, "Центр военно-политических исследований"
Договор РСМД был подписан США и СССР в 1987 году и вступил в силу в следующем году. Согласно документу, развертывание наземных пусковых установок для крылатых и баллистических ракет с дальностью от 500 до 5500 километров запрещается. Развертывание крылатых ракет морского и воздушного базирования, попадающих в этот диапазон максимальной дальности, разрешено.
Дальность полета, км: 740