Про мины в статье
Авторы:
«… В крышке приборной камеры мины RMH есть специальная выемка для крепления замка постановочного буя. Однако на практике эти мины ставились без буёв , и поэтому зачастую оказывались на грунте не в вертикальном положении, а приборной камерой вниз...»
Откуда информация о постановочном буе? Причём тут вертикальное положение для кубика ? Ведь расположение мины на грунте не играет роли для её боеспособности. А вот о креплении к крышке приборной камеры троса с кабелем для подрыва мины в управляемом варианте тов. Веремеев уже давно доходчиво объяснил:
« В том случае, если мина используется в варианте 3, т.е. взрываемая оператором с берегового пульта управления, то этот стакан пуст, а через дополнительную крышку внутрь введены провода взрывной цепи, которые соединяются с двумя электродетонаторами, закрепленными в дне стакана. Также, в этом случае в центр основной крышки ввинчивается рым-болт, к которому с помощью коушей крепится трос. Внутри троса пропущен кабель электровзрывной цепи. Этот кабель вводится внутрь мины через отверстие в центре дополнительной крышки. Трос же обеспечивает целостность кабеля. Также внешне мина выглядит и в вариантах 2 и 4, но в этих вариантах внутри стакана находится взрывное устройство.»
Кстати. А почему не рассмотрена (и убедительно опровергнута) версия подрыва мины с берега. Что был подрыв мины у авторов сомнений нет, а вариант №3 подрыва предусмотрен немцами в боевом применении мины. Да и в воронке от взрыва торчали кабель и тросы, а не мифические
«… могли быть частями взорвавшейся мины. Всё было старое и ржавое», как пишут авторы. Хотя и тут не совсем так. А найденный у воронки лист металла 4*2 м толщиной 20мм без следов обрастания и совсем непонятно как там оказавшийся
Где то мелькала информация, что в 1979г. морпех-минёр Сметанин, разоружил в с. Верхнесадовом пять немецких морских мин , переоборудованных для использования на суше. Ими немцы пытались блокировать подходы к Севастополю. То есть, если верить этой информации немцы пытались в1944г. фактически использовать морские мины в управляемом варианте .
Про варианты возможности срабатывания взрывателя:
Версия 1. Авторы:
« … мина с загрублённым взрывателем чувствительностью 150-350 мэ поставленная в 1944г. могла перейти в боевой режим и до 1955г. не сработать…»
Авторы забыли , что взрывное устройство М1 в своей схеме имело вибрационный датчик (Pendelkontakt), который блокировал работу электросхемы при воздействии на мину возмущающих влияний немагнитного характера (удары, толчки, перекатывания, ударные волны подводных взрывов, сильные вибрации от слишком близко работающих механизмов и корабельных винтов и т д.). И который начал работать при постановки мины в боевой режим, то есть с 1944г.
Веремеев этот вариант описал давно:
«..таким образом батарея находилась в работе и всякий раз при механических влияниях электросхема взрывного устройства расходовала энергию батареи. А таких воздействий за прошедшие годы в районе бочек №3 было множество. Те, кто утверждают, что батарея мины могла через 11 лет сохранить свою работоспособность, отчего то полагают, что все эти годы она не работала, а находилась в идеальных условиях, обеспечивающих ее максимальную сохранность».
Дальше эту версию можно бы не рассматривать из-за явной невозможности батареи работать в течении 11 лет. Но было бы интересно узнать откуда у авторов данные о магнитных параметрах чувствительности загрублённых взрывателей, о параметрах магнитного поля ЛК «Новороссийск» и ЛК «Севастополь» (ведь сравнивают их параметеры). Предположение же авторов, о том, что центр массы у «Новороссийска» был ниже чем у «Севастополя» спорно. Да и зависит магнитное поля корабля не только от железных масс.
Я уже обращал внимание на отсутствие РУ на ЛК «Новороссийск».(что само по себе как бы говорит об отношении к минной опасности в начале 50-х годов). Полагаю, что безобмоточное размагничивание он должен был проходить. Тогда возникает вопрос, когда он его проходил в последний раз?.
Далее авторы предполагают, что ЛК стоя на бочках сместился в сторону мины под действием ветра и тогда сработал магнитный взрыватель. То есть авторы посчитали, что при постановки на бочки корабль над миной не был вообще. А оказался над ней из-за ветра через 8 часов. Но ветер то дул в правый борт (силой аж 2 балла) и как бы должен был наоборот отодвигать корабль от мины.
Версия 2. Авторы:
«в мине мог быть установлен и прибор срочности нового образца , имевший предел установки до 60-80 суток»
«Срабатывание прибора срочности могло произойти при воздействии на мину якорь-цепи любого корабля при постановке его на бочку №3 в период 80 суток до момента постановки линкора «Новороссийск» на бочки»
У нас рассматривается мина RMH комплектовавшиеся взрывным устройством М1 (оно же E-Bik и SE-Bik),.
Время приведения в боевое положение - от 30 мин.
до 6 часов через 15 мин. интервалы или -от 12 час.
до 6 суток через 6-часовые интервалы
Вот что пишет тов.Веремеев:
"Иные взрывные устройства в этой мине не устанавливались, кто бы и чего бы не утверждал! Я исхожу в этом своем утверждении из немецких и американских служебных документов."
А раз авторы предполагают иное, надо было бы представить доказательства.
Надо констатировать факт, что авторы не указали вообще ни один документ, в том числе и вновь открывшиеся, которые объясняли бы, на чём основываются их мнения.
Статья разочаровала.
Понятно, что она писалась к юбилею. И цель её авторам была наверняка поставлена. Но уж больно получилось, на мой взгляд, предвзято и непрофессионально. Кстати, а почему для объективности не были привлечены к этой работе специалисты в области диверсий и антидиверсий? Может то, что в своё время представитель КГБ не подписал правительственный акт, сыграло роль.