Приведу ниже некоторые доводы, которые могут быть полезными для экономически эффективного развития российских надводных боевых кораблей и которые не являются общеизвестными. Ключевые идеи для надводных боевых кораблей – это экономическая выгода и нестратегическое применение в отсутствие большой войны. Забегая вперед, с военно-экономической точки зрения получается такой максимальный состав крупных надводных боевых кораблей: 2 авианосца и 4 больших крейсера (или эсминца) ПВО/УРО. Из этого количества, 5/6 уже присутствует в виде одной единицы пр. 1143.5, одной единицы пр. 1144, и трех единиц пр. 1164. Как это ни странно звучит, состав современных российских надводных боевых кораблей вполне отвечает современным потребностям государства, тогда как советский надводный ВМФ был избыточным и неэффективным. Можно рассматривать крупный надводный боевой корабль как передвижную военную базу, способную действовать в любой части мирового океана.
Всё написанное ниже относится только к надводным боевым кораблям, РПКСН и другие ПЛ здесь не рассматриваются, десантные и транспортные суда тоже не рассматриваются. Вспомогательный флот (буксиры, танкеры, крановые суда, и т.д.) редко бывает экономически неэффективным, поэтому тоже здесь не рассматривается. Нет никаких вопросов по малым кораблям пр. 21630, 22160, 22800, так как их главное назначение – обход договора о РСМД.
- Все современные и предлагаемые к постройке надводные российские боевые корабли – это нестратегическое оружие. Их главная задача – защита экономических интересов России в мирное время. Стратегия применения надводных боевых кораблей – это сдерживание и выдавливание противника в мирное время с помощью “мягкой силы”. Атака надводного военного корабля вооружёнными силами другого государства (не НВФ) означает объявление войны. Для ВМФ страны, обладающей ядерным оружием, такая угроза не является серъёзной, что и показали прошедшие 70 лет. После 1945-го года не было серъёзных морских сражений за исключением Фолклендской войны, где ни Аргентина (слабое государство), ни Великобритания (владеет заморскими островными территориями) не могут быть примером для России. Поэтому надо смотреть на примеры сухопутных конфликтов в части эффективности использования образцов техники СВ и ВВС. Надводные боевые корабли должны разрабатываться и строиться на основании экономических расчётов по реагированию на вероятные угрозы в мирное время, а не по “историческому принципу” или на основании чьих-то “хотелок”. Есть много примеров типов вооружений, которые ушли в прошлое: дирижабли, противотанковые орудия (заменены ПТУРС/ПТРК), пушечные линкоры, и т.д.
- Экономическая модель надводного боевого флота означает, что если проект можно с выгодой продать на экспорт, то этот проект нужно разрабатывать и строить (примеры пр. 11661, 11356). Зарубежных заказчиков российские корабли интересуют прежде всего из-за систем вооружения и целеуказания. Судовые двигатели и корпуса российского производства уступают конкурентам, но с точки зрения расширения военно-морских рынков имеет смысл стараться использовать свои, а не импортные, двигатели на экспортируемых военных судах, как это было и есть в авиации. Корабли меньшего размера дешевле и продать их на экспорт проще. Это тоже нужно учитывать при разработке надводных боевых кораблей.
- У России нет стратегических морских коммуникаций (как указал Мартьянов выше), которые нужно защищать от ПЛ, никакое стратегическое сырьё России импортировать по морю не нужно (как Японии в 1941-м), всё можно перевезти по суше. Это большое отличие России от США или Китая. Начиная с 15-го века, основной задачей надводных боевых кораблей была охрана своих торговых и транспортных судов. Тех, кому охранять было некого, называли пиратами.
*Наиболее вероятные угрозы и сценарии
Для осознания морских угроз можно посмотреть на прошедшие 30 лет, войну в Сирии, морской конфликт с Грузией 2008-го года, и подрыв эсминца Коул в 2001-м году (самая крупная потеря надводного боевого флота последних 30-ти лет).
Вероятные угрозы и сценарии в дальней и ближней зонах:
1. Защита от неправительственных вооруженных формирований (НПВФ). НПВФ - это пираты, террористы, браконьеры, мигранты, и т.д. Их может быть очень много, они будут использовать малые суда, вертолёты, самолёты, которые будет сложно обнаруживать. Их самое мощное вооружение достаточной точности можно оценить на примере боевиков в Сирии: ПТРК (ТОУ-2), ПЗРК, крупнокалиберные пулемёты, артиллерийские и танковые пушки; и атаки на Коул (катера со смертниками и взрывчаткой). Сюда также входят жители стран, которые оказались без ресурсов (например из-за перенаселения), и стоящие перед выбором, голодная смерть или агрессия/миграция морским путем на территорию государств, обеспеченных ресурсами.
2. Защита от беспилотных неидентифицируемых морских средств поражения (мины и торпеды).
3. Флот государств-лимитрофов (как пример Грузии 2008-го). Это государства, которые управляются извне и могут быть использованы для морской агрессии против российского флота без последствий для заказчика.
4. Поражение сухопутных целей на дальнем расстоянии (при помощи УКСК).
5. Защита союзных стран от аваиналётов и введения бесполётных зон. Для этого нужна дальнобойная система ПВО (как у пр. 1164 и 1144).
Вероятные сценарии в ближней зоне:
1. Защита морских коммуникаций снабжения с изолированными территориями, для БФ это Калининградская область, для ЧФ это Крым (на 2016-й год), для СФ это Новая Земля и другие острова, для ТОФ это Сахалин и Курильские острова.
2. Защита тихоокеанского побережья и островов от большого количества малых плавсредств (вооруженных браконьеров или мигрантов).
- Эти угрозы и сценарии показывают, что возможно пр. 22350 - это наибольший требуемый неавианесущий размер/тип российского надводного боевого корабля и пр. 1144 или “Лидер” могут быть экономически избыточны. Если у ВМФ США нет потребности в больших неавианесущих кораблях, то почему они нужны российскому ВМФ? С точки зрения надежности и безопасности, большой корабль не может ходить один в дальней морской зоне, так же как Ту-95 и Ту-160 не летают в одиночку. Поэтому атомный боевой корабль будет сопровождаться кораблём с неатомной силовой установкой. В этом случае преимущества атомной силовой установки в автономности исчезают. Созданные для самых дальних (антарктических) экспедиций НЭС “Академик Федоров” и “Академик Трёшников” прекрасно справляются со своими задачами без АЭУ.
Хорошим примером для подражания корабельной размерности является корабли пр. “Арли Бурк” серии 2А (всего Арли Бурков было построено 62(!) единицы). Габариты длина 140-160 м и ширина 18-22 м оптимально подходят для надводных боевых кораблей океанской зоны, чему Арли Бурки являются хорошим подтверждением.
Вот сравнение основных параметров кораблей (длина, ширина, экипаж):
Арли Бурк: (155 м, 20 м, 323)
Пр. 22350 (135 м, 16 м, 210)
Пр. 956 (156 м, 17 м, 358)
Пр.1155 (164 м, 19 м, 220)
Пр. 1164 (186 м, 21 м, 510)
Пр.1144 (250 м, 29 м, 759)
С учетом наиболее массового использования кораблей пр. “Арли Бурк” и пр. 1155 и близкого совпадения их размеров, можно сделать вывод, что эти размеры и являются наиболее оптимальными для основного типа перспективного надводного боевого корабля российского ВМФ. Я не предлагаю утилизировать корабли пр. 1144 и 1164, но с экономической точки зрения эти корабли могут быть экономически избыточны, да и продать на экспорт их малореально, то же относится к 200-метровому эсминцу проекта “Лидер”. Такие большие корабли нужны только при наличии авианосцев.
- Авианосцы в Российском ВМФ в моем понимании нужны не для ПВО, что не совсем удобно и нужно, а для следующих задач: 1. Плавучий аэродром подскока для охраны, защиты и обеспечения своей территории и акватории от Мурманска до Сахалина. Для этого хорошо бы иметь возможность выполнять взлёты/посадки (не базирование) вертолётов Ми-8 и Ми-26. 2. Транспортно-десантные и эвакуационные операции в дальней зоне. 3. Нанесение ударов возмездия, прикрытие и обеспечение эвакуации при помощи боевых самолётов (Миг-29К) и вертолётов. С учетом сетевого воздушного покрытия авианосец может быть хорошим средством контроля территории, так как он может быть дешевле постройки и содержания десятков аэродромов на севере. Атомный авианосец с высоким ледовым классом может быть экономически оправданным в дополнение к атомным ледоколам.
- С военно-экономической точки зрения получается такой максимальный состав больших надводных боевых кораблей: 2 атомных авианосца (один работает, один в ремонте), для их защиты 4 атомных крейсера (типа пр. 1144) или эсминца (типа пр. “Лидер”), 2 прикрывают 1 рабочий авианосец, 2 в ремонте. В дальней зоне 2 атомных крейсера в идеальном случае должны работать парами (как Ту-95 или Ту-160) с главной задачей обеспечения зонтика ПВО для защиты территории стран-союзников или своей корабельной группы (или АУГ). Эти атомные крейсера могут иметь неограниченные размеры (как пр. 1144). Главные требования к таким атомным крейсерам – это мощное ПВО с наибольшей дальностью поражения, УКСК для атаки наземных целей, ВПП на минимум 2 вертолёта для поддержки ударных и десантных операций, эвакуаций, а также дополнительные жилые помещения для размещения десанта или эвакуируемых гражданских лиц. Можно рассматривать крупный надводный боевой корабль как плавающую автономную военную базу, способную действовать в любой части мирового океана.
Следующий по размеру класс кораблей – это универсальные боевые корабли размерности пр. “Арли Бурк” и пр. 1155, которых можно иметь в достаточных количествах на всех четырёх флотах, а также продавать их на экспорт. Вооружение их может различаться, но пр. 22350 в большей размерности будет иметь преимущества из-за использования большего полезного объёма. Дополнительное место всегда можно использовать с пользой для дела.