LtRum> Это пока. Но Китай уже много лет активно приглашает специалистов по ледовым испытаниям, проводит соответствующие конференции и др. Так что это пока.
Фины могу построить ледокол или помочь с постройкой. Так что были бы средства на это и желание. А технически это осуществимо. Не так, чтобы прямо в любом количестве и за любые сроки, но тем не менее.
Другое дело, что для полноценного осуществления мощного торгового потока одних ледоколов мало (хотя даже их надо не просто иметь, а надо иметь много), еще нужно иметь доступ к наиболее благоприятным маршрутам (там, где передвигаться и быстрее, и дешевле), нужны порты для дозаправки, пополнения провианта, для осуществления каких-то ремонтов (пусть и мелких), нужны спасательные службы, а также средства обеспечивающие разведку льдов. В общем, нужна целая структура. В торговле побеждает тот, у кого рентабельность выше.
Если же торговому судну надо вместо груза вести запас топлива, провиант с большим запасом (хотя может это и мелочи конечно на общем фоне - не знаю сколько это по объему и весу), а главное ломать более толстый лед, а соответственно тратить на это больше энергии, плюс обеспечивать самостоятельно безопасность своих судов в тяжелых условиях вдали от родных берегов, то стоимость таких перевозок существенно повышается. Естественно, что компания не выдержит конкуренции с компанией, работающей в значительно более простых условиях.