Москва. 14 июля. INTERFAX.RU - В Минобороны РФ назвали неверной интерпретацию слов представителя военного вуза о якобы ведущейся разработке "космического бомбардировщика".
"Разработки перспективных двигателей для освоения космоса непрерывно ведутся в России с середины прошлого века. Однако никакой речи о создании "космических бомбардировщиков" в серпуховском филиале Академии РВСН быть не может. Ведение подобных разработок, как минимум, не входит в компетенцию военных учебных заведений Минобороны России", - сообщил "Интерфаксу" в четверг высокопоставленный представитель Минобороны РФ.
Отмечается, что "налицо неверная интерпретация слов преподавателя этого военного вуза о гипотетических возможностях использования его собственных теоретических наработок в области двигателестроения для нужд обороны".
Video from @DARPA showing the Experimental XS-1 Spaceplane to be built by @Boeing with @AerojetRdyne SSME propulsion #AR22 pic.twitter.com/sONfZwL7Ww
— DutchSpace (@DutchSpace) May 24, 2017
.@Stratolaunch came out of the hangar for fuel testing. More pictures soon! pic.twitter.com/RCNgSpgG6W
— Paul Allen (@PaulGAllen) May 31, 2017
- Как вы считаете, перспективно ли направление ракет с многоразовой первой ступенью?
- Это сложный вопрос. Все в эйфории от того, что делает Илон Маск. Но, если ознакомиться с материалами, которые хранятся в ЦНИИмаш и Центре Хруничева, становится ясно, что на самом деле идея возвращаемых ступеней не нова, она активно прорабатывалась в СССР в 1970-х годах: спуск на парашюте или с помощью вертолетов, посадка ступени по самолетному принципу, реактивная посадка и т. д. Но тогда дальнейшее развитие проектов остановило отсутствие экономической целесообразности. Любая возвращаемая ступень «съедает» часть выводимой полезной нагрузки.
Также можно вспомнить грандиозные планы США по программе Space Shuttle, когда американцы собирались проводить до 50 пусков в год, но все вылилось в системные проблемы с качеством корабля, огромные затраты на межполетное обслуживание и, как следствие, всего несколько пусков в год.
Сейчас подавляющее количество контрактов заключаются в среднем за два года до пуска. SpaceX за счет многоразовости планирует кардинально изменить сроки исполнения контракта. Идея понятна. Но ее можно реализовать и в существующем варианте одноразовых ракет. В каждом из вариантов есть свои плюсы и минусы.
Мое мнение, что на данный момент не видно прорывных технологий в области многоразовости, которые бы дали этому проекту неоспоримые экономические преимущества.
Несмотря на неоднозначность мнений по данной тематике, двигаться в данном направлении, безусловно, надо. И Центр Хруничева также продолжает разрабатывать варианты реализации данной задачи. В структуре КБ «Салют» есть группа, которая проводит научно-исследовательские работы по многоразовой тематике.
- Те работы, которые указаны в стратегии РОСКОСМОСА как разработка ракеты-носителя легкого класса с многоразовой первой ступенью, и работы, которые ведет ваше КБ «Салют», - это один и тот же проект?
- Это взаимосвязанные работы.
Разумеется, для производителя ракет никакой целесообразности.Но тогда дальнейшее развитие проектов остановило отсутствие экономической целесообразности. Любая возвращаемая ступень «съедает» часть выводимой полезной нагрузки.