Militarist>>> У Ф-35 тоже нет никаких проблем с метровым диапазоном у противника
intoxicated>> ЭПР Ф-117 в метровом диапазоне приблизительно 0,5-2 квм.
Militarist> Откуда дровишки? Есть другая информация.
Militarist> Уголок неба ¦ Lockheed F-117 Nighthawk
Militarist> ЭПР самолета F-117 при облучении с фронтальных и хвостовых ракурсов снижена до 0,1-0,01 м2, что примерно в 100-200 раз меньше, чем у обычного самолета близких размеров. Правда, с других ракурсов она может достигать 1 м2.
Однако снижение радиозаметности F-117 было обеспечено не со всех направлений, необходимость обеспечения заданного уровня подъемной силы обусловило использование плоских нижних поверхностей крыла и фюзеляжа, при ЭПР с нижней полусферы оказался достаточным для обнаружения самолета с более чем 30 км метровыми радарами и 15 км сантиметровыми. Попытки пилотирования F-117 на малых высотах вели к его обнаружению тепловизорами ЗРК и ПЗРК практически сразу после выхода из-за радиогоризонта.
Самолет был снят с вооружения после сбития одной машины и повреждения второй в Югославии с применением советского ЗРК С-125М «Печора», а также с учетом массового оснащения истребителей оптико-локационными станциями с дальностью обнаружения до 50 километров в передней полусфере и до 100 километров в задней полусфере.
Битва технологий: Stealth+AWACS против Суперманевренность+РЭБ Введение Военные доктрины России и стран НАТО в качестве обязательного этапа боевых действий…
// bulochnikov.livejournal.com
ЭПР F-117 по итогам боевого применения в Югославии можно оценить на уровне 0,025 кв.м. Рекламные материалы по F-22 и F-35 содержат значения ЭПР вплоть до 0,0015 кв.м, что не может соответствовать фактическому положению вещей, поскольку в конструкции F-22 и F-35 отсутствуют граненые поверхности планера и сотовые радиопоглощающие панели большой толщины, использованные в конструкции F-117. Поэтому наиболее реалистично величину ЭПР F-22 и F-35 можно оценить в 0,1 кв.м в статичном положении и 0,3 кв.м в полете. Для сравнения ЭПР самолетов, частично использующих технологию Stealth — Dassault Rafale и Eurofighter Typhoon в статичном положении без вооружения на внешней подвеске оценивается в 1 кв.м, ЭПР новых версий истребителей F-15E и Су-35C — в 3 кв.м. Указанные значения ЭПР приводятся для условий облучения радаром сантиметрового диапазона. В дециметровом диапазоне ЭПР увеличивается примерно на 25 процентов, в метровом — примерно на 100 процентов.
В настоящее время максимальная дальность пуска ракет «воздух-воздух» по неманеврирующей цели на высоте 10 км составляет от 180 км (AIM-120D) до 300 км (РВВ-БД). В случае выполнения целью противоракетного маневра дальность пуска снижается до 90-150 км в связи с затратами топлива ракеты на контрманеврирование.
После срыва наведения ракеты средней/большой дальности из-за противоракетного маневра самолета или радиоэлектронного противодействия захвату цели борьба за превосходство в воздухе вынуждено переходит в стадию ближнего воздушного боя самолетов противников, которые применяют ракеты малой дальности с пассивными тепловыми ГСН и пушечное вооружение. Дистанция ближнего воздушного боя с использованием ОЛС начинается с 40/20 км (максимальная дальность пуска ракет малой дальности РВВ-МД/AIM-9X), без использования ОЛС — с дальности прямой видимости цели.
Технология сверхманевренности самолетов базируется на тяговооруженности, превышающей 1 (после выработки половины запаса топлива), и управлении вектором тяги двигателей, число которых должно быть не менее двух для обеспечения управления в канале крена. На данный момент этим критериям соответствуют лишь две машины: F-22 и Су-35С. Все остальные типы самолетов после перехода борьбы в ближний воздушный бой неизбежно проигрывают сверхманевренным машинам, что было подтверждено при моделировании боев в компьютерных симуляторах.
Сверхманевренный самолет Су-35С имеет тяговооруженность 1,1 при выработке половины запаса топлива, что превышает аналогичные показатели F-22. Двигатели Су-35С содержат отклоняемые сопла, причем их топовая модификация (в отличие от двигателей F-22) имеет всеракурсное управление вектором тяги, что позволяет самолету осуществлять вращение вокруг вертикальной оси на 180 градусов, беря в прицел преследующего противника без выполнения виражей в воздухе. В конструкции самолета использованы элементы технологии Stealth в виде радиоотражающего покрытия фонаря кабины и радиопоглощающего покрытия кромок планера. Су-35С обладает потенциалом модернизации в части уменьшения ЭПР до 1 кв.м за счет установки радар-блокеров, развала килей хвостового оперения и размещения подвесного вооружения в конформном контейнере между воздухозаборниками.
В плане противостояния с технологией AWACS интерес представляют групповые активные средства радиоэлектронного подавления работы радаров самолетов ДРЛОУ дециметрового диапазона типа российского «Тарантула», размещаемого в контейнере на внешней подвеске самолетов РЭБ. Передатчик излучает в сторону зондирующего радара направленную шумовую помеху большой мощности, величина которой заведомо превышает мощность принимаемого зондирующим радаром излучения, поскольку прямой сигнал от передатчика помех на порядки мощнее сигнала, отраженного от цели.
Активные средства радиоэлектронного подавления работают в комплексе с пассивными средствами радиотехнической разведки, размещенными на том же носителе РЭБ и определяющими направление на источник радиоизлучения. При совместной работе двух и более носителей РЭБ методом триангуляции определяется также расстояние до источника радиоизлучения. Вычислительные средства, также входящие в комплекс РЭБ, позволяют определить диапазоны и координаты источников радиоизлучения, работающих в непрерывном, импульсном или LPI режимах.
Сторона, использующая связку технологий Stealth+AWACS, в качестве самолета ДРЛОУ может применить E-3 Sentry, в качестве самолета завоевания превосходства в воздухе — F-22 (в лучшем случае), штатное вооружение которого включает шесть ракет с радиолокационной ГСН AIM-120D в подфюзеляжных отсеках, по одной ракете с тепловой ГСН AIM-9X в боковых отсеках и 20-мм пушку Vulcan.
Сторона, использующая связку технологий Сверхманевренность+РЭБ, в качестве самолета РЭБ может применить Су-34 с контейнерами «Тарантула» на внешней подвеске, а в качестве самолета завоевания превосходства в воздухе — Су-35С, штатное вооружение которого включает шесть ракет с радиолокационной ГСН РВВ-БД и шесть ракет с тепловой ГСН РВВ-МД на внешней подвеске, 30-мм пушку ГШ-30-1.
Район барражирования самолета E-3 Sentry располагается на удалении не менее 300 км от линии разграничения сторон — максимальной дальности полета ракет РВВ-БД при стрельбе по неманевренной цели. Исходная позиция F-22 перед боем удалена от линии разграничения не менее чем на 90 км — эффективной дальности полета ракет AIM-120D при стрельбе по маневренной цели.
Тактическое построение самолетной группировки второй стороны включает три ударных группы по 12 Су-35С и 2 Су-34 каждая и две отвлекающих группы по 2 Су-34 каждая. Отвлекающие группы, пользуясь фактом экранирования своего воздушного пространства зондирующим лучом радара ДРЛОУ, имитируют агрессивные действия по отношению к противнику. Исходная позиция ударных и отвлекающих групп удалена от линии разграничения сторон не менее чем на 250 км — исходя из инструментальной дальности радара E-2 Sentry.
Инициатива в воздушном бою принадлежит второй стороне, не привязанной к району барражирования самолета ДРЛОУ. Полет ударных и отвлекающих групп осуществляется в радиолокационном поле E-2 Sentry. Сближение групп с E-2 Sentry будет cопровождаться маневрированием по высоте и азимуту с целью вынудить F-22 производить пуски AIM-120D с применением радиокомандного наведения на среднем участке полета ракета и, тем самым, вскрывать количество и местоположение самолетов-«невидимок». Естественно, что F-22 в такой ситуации откажутся от нападения на ударные и отвлекающие группы вплоть до достижения ими дистанции пуска РВВ-БД по E-2 Sentry (300 км).
В условиях экранирования сигнала радара дециметрового диапазона самолета E-3 Sentry истребители F-22 будут вынуждены задействовать свои радары сантиметрового диапазона при подлете ударных и отвлекающих групп на дистанцию эффективного применения AIM-120D с целью выявления самолетного состава каждой из ударных и отвлекающих групп и соответствующего распределения ракет из наличия. В случае сближения на расстояние 300 км самолет ДРЛОУ будет вынужден выйти из боя по причине атак с использованием ракет РВВ-БД, что также вынудит F-22 включить свои радары.
Однако, применив радары, F-22 выйдут из режима Steath и будут обнаружены средствами РТР Су-34 и Су-35С. Су-34, выполнив свою работу, повернут на обратный курс, избегая встреч с ракетами средней дальности, а F-22 и Су-35С продолжат взаимное сближение, произведут обмен ракетными залпами, радиокомандно сопровождая ракеты средней дальности в полете вплоть до получения сигналов радиолокационных ГСН ракет о захвате вражеских целей.
Учитывая противодействие бортовых средств РЭБ истребителей, особенно активных средств РЭБ Су-35С, часть ракет средней дальности не достигнет своих целей и схватка неизбежно перейдет в фазу ближнего воздушного боя (боевая задача обеих сторон остается неизменной — завоевание превосходства в воздухе). В этой фазе преимущество Су-35С становится неоспоримым: лучшая сверхманевренность говорит сама за себя плюс в три раза большее количество ракет с тепловой ГСН на борту.
В итоге можно констатировать, что связка технологий Сверхманевренность+РЭБ доминирует над связкой технологий AWACS+Steath.