Naib>> Давненько я такой лажи не читал.
AleksejLt> Проблема в том, что людей в теме очень мало. А вот если ты написал бы (очень кратко) про основные ошибки в статье тебе был бы огромный плюс в карму
Многабукв
Ну, разберём по косточкам.
“Итак, на 2017 год компания SpaceX, пожалуй, ближе всех к отправке на Марс чего либо, отличающегося от зонда или марсохода.”
Ага. Щаз. Ещё пока нет возможности даже полёта на ГСО, нет долгоживущего РБ для собственно полёта, но ближе всех к Марсу.
“Кроме того, SpaceX рассматривает проведение исследовательских миссий в тех частях Солнечной системы, мысли о которых не посещали даже головы самых отчаянных романтиков ракетной индустрии.”
“Отчаянные романтики” уже улетели за орбиту Плутона, вообще-то. И кометы исследовали, и Венеру. И вообще – оборот “мысли о которых не посещали даже головы” – это отдельный филологический шедевр. Даже головы не посещали, а что посетили? Филей?
“Действительно, спасение целой ступени потенциально может позволить сэкономить гораздо больше денег, чем снижение массы одноразовых агрегатов или повышение их эффективности при переходе на новые двигатели или топливные пары.”
Спорить можно долго, но эта экономия до сих пор не доказана.
“Вообще SpaceX знаменита своим продуманным подходом в вопросах расхода средств, на то она и молодая частная компания, а не жирная неповоротливая корпорация вроде Boeing или Lockheed и им подобных, которые любят высасывать деньги из государственной кормушки ”.
А Спейсы госкормушки не получили. Бедные, бедные…
“Поэтому каждый шаг SpaceX на пути к цели долго обсуждается и прорабатывается на предмет возможного снижения стоимости разработки, производства и многократной эксплуатации и бессмысленно было бы ожидать от этой компании проекты по разработке экзотических агрегатов вроде ЖРД РД-301 на топливной паре «жидкий аммиак/жидкий фтор», создававшей целую гору проблем технологического и медико-экологического характера.”
Ну экология то тут при чём? Ни аммиак, ни фтор не являются экологически стойкими загрязнителями, в отличие от керосина, кстати. Просто “не шмагла и никогда не шмагу”. Да и незачем, строго говоря.
“Равно как бессмысленно было бы ожидать от SpaceX параллельных крупномасштабных работ по разработке нескольких ракет сразу (как это было в ходе советской лунной программы — параллельно разрабатывались сверхтяжёлые носители Н-1 и УР-700) или двигателей на крайне токсичной паре НДМГ/АТ.”
Ага. Драко наверное на амброзии с нектаром работает.
“Также использование керосина подразумевает накопление в двигателях большего количества сажи, которая может увеличивать стоимость обслуживания многоразового двигателя или просто напросто снижать его надёжность или ресурс;”
Ну и где эта сажа вообще способна формироваться? На поверхности сопла и в виде хлопьев на выхлопе ракеты? Это прям так усложняет обслуживание…
“Ещё одним недостатком кислородно-керосиновых двигателей является тот факт, что керосин склонен к коксованию что приводит в необходимости подавать в камеры сгорания избыточное количество жидкого кислорода во избежание образования на внутренних частях двигателей твёрдого нефтяного кокса. Это создаёт сразу две сложности, если целью разработчика является многоразовая ракета: во-первых, возникает необходимость очищать двигатели от нефтяного кокса перед повторными пусками; во-вторых, избыточная подача кислорода в камеру сгорания ускоряет процессы коррозии и приводит к износу насосных систем. ”
Стехиометрическое количество кислорода, вообще-то, 3,43 по массе к керосину. Дальше уже идёт избыток чистого кислорода. На таком соотношении никто никогда и не летал. При горении на смесь СО + вода отношение примерно 2,3 к 1. Сейчас используют соотношение 2,5-2,7 к 1, то есть среда в камере сгорания всё равно восстановительная. И теоретическая возможность отложения пироуглерода есть.
“Другим недостатком керосина является то, что его нереально найти нигде, кроме Земли, поэтому по сути единственная возможность заправлять межпланетные корабли в случае использования керосинового двигателя — отправлять керосин с Земли. При этом керосин сам по себе хоть и обладает высокой плотностью (особенно по сравнению с водородом), всё таки было бы лучше как-то научиться доставлять с Земли самые незаменимые компоненты синтеза топлива на другие планеты, а само производство и добычу недостающих реактивов производить на месте посадки межпланетного корабля. Кроме того, в случае длительного полёта с керосином на борту он банально может потерять свои свойства;”
Охренеть. Ребята проспали огромный пласт топливной химии. Синтезы Фишера-Тропша, например. Да и вообще, всю ВМВ Германия производила синтетическое моторное топливо тысячами тонн. Сейчас подобные процессы широко применяются в ЮАР (не то чтобы это было выгоднее переработки нефти, но госполитика этой страны такова). Потеря свойств керосином – это пять. Он разве что замёрзнуть может.
“Наконец, при всех достоинствах жидкого водорода (как было указано выше, удельный импульс пары LH2/LOX в вакууме примерно на 35% выше, чем у пары RP-1/LOX, кроме того низкая молекулярная масса молекулярного водорода способствует снижению скорости износа двигателей, а процесс горения практически исключают накопление сажи) его использование сопряжено с целым рядом трудностей:”
Как молмасса связана с износом – это вообще загадка. Равно как и накопление сажи в водородном движке.
“Контакт водорода с металлами приводит к водородному охрупчиванию. Наиболее подвержены водородному охрупчиванию высокопрочные стали, а также сплавы титана и никеля, что представляет опасность для ракет, при этом механизм водородного охрупчиватия на данный момент не установлен, соответственно пока не понятно как с ним бороться; ”
Уже более ста лет как всё установлено и всё понятно. Ребятки проспали и фиксацию атмосферного азота по методу Габера.
“Простой пример: полностью водородная «Delta IV Heavy» и работающая на НДМГ/АТ лучшая подруга казахского эколога РН «Протон М»”
И снова экология. У Флакона без вонючки было, пожалуй, всего пара-тройка запусков. Но это почему-то не делает его лучшим другом американского эколога.
“Пара CH4/LOX характеризуется достаточно высокой плотностью, составляющей 0.82 г/см3 (напомню, у LH2/LOX это 0.23 г/см3, у RP-1/LOX это 1.03 г/см3). Таким образом, будет достаточно увеличить размеры баков всего на 25-30% относительно аналогичного по лётным качествам «керосинового дизайна»;”
Вот чисто из эстетства хочу увидеть Фалкона 100+ метровой длины.
“Хотя метан и является криогенным топливом, его температура в жидком состоянии далека от аналогичного показателя жидкого водорода (около -161 градуса Цельсия для жидкого метана против -253 градусов Цельсия у жидкого водорода). Кроме того, по сравнению с жидким водородом жидкий метан гораздо менее агрессивен по отношению к используемым в ракетостроении материалам;”
Агрессивность жидкого водорода – это что-то новое в химии.
“Наконец, метан — доступное и дешёвое топливо.”
Угу. Метан ракетного класса не так уж и дёшев и достаточно геморроен в очистке.
Ну далее по мелочам. Не говоря уж о том, что нет ни одной более-менее достоверной приличной фотографии Раптора.