Естественно. Так же действует как и на садящиеся на палубу вертолёты или СВВП.
LtRum> Но для них допускается гораздо больший промах,
Больший по сравнению с чем?
И с какой стати он должен быть больший? Палубу качает не больше и не меньше чем вертикальную рампу на ней.
Пилоту, совершающему посадку, надо зацепиться гаком самолета за второй трос (но лучше всего третий, четвертый – резервный). За первый нежелательно, поскольку в этом случае при посадке может произойти касание палубы корабля, поскольку авианесущий крейсер плюс ко всему в море подвержен качке, и это может сыграть свою негативную роль. Посадить самолет надо плюс-минус 3 метра от осевой линии полетной палубы. Но обычно от пилотов требуется точность плюс-минус один метр. А в целом посадку самолета надо произвести на площадку 36 на 6 метров. То есть надо попасть в прямоугольник именно такого размера. По сути дела, в пятачок очень небольшого размера.
Угол снижения самолета, совершающего посадку на палубу авианосца, составляет четыре градуса. Посадка осуществляется на высоких оборотах двигателей самолета, на режимах, близких к взлетным. Самолет при этом не выравнивается, как при посадке на стационарную бетонную взлетно-посадочную полосу. Газ двигателей убирается только после того, как самолет зацепился хотя бы за один трос аэрофинишера.
В противном случае для самолета исключается возможность ухода на второй круг. Вполне может быть и такая ситуация, при которой самолет совершил посадку, зацепился за трос аэрофинишера, убрал газ, и в этот момент трос порвался. А если пилот убрал газ – самолет уже не взлетит.
Умножь 36 м на тангенс 4 градусов - вот и получишь предельное отклонение от траектории по высоте -2,5 м.
В перпендикулярной траектории плоскости лётчик должен попасть в прямоугольник 6х2,5(h) м на скорости за 200 км час. Вряд ли это проще чем на режиме висения на горизонтальной скорости 5 м/с приткнуться шасси на вертикальную рампу 6х6 м.
LtRum> Разница в том, что посадка на горизонтальную площадку, это, можно сказать, естественный маневр, а кобра это уже эллемент высшего пилотажа.
Взлёт с горизонтальной полосы это, можно сказать, естественный маневр, а взлёт с трамплина элемент высшего пилотажа - но тем не менее получается. Так и с коброй.
Доступны ли ╚кобра╩ и ╚колокол╩ строевым летчикам?
- Сейчас к выполнению этих маневров допускаются только специально подготовленные пилоты, и это обусловлено именно необходимостью манипуляций с СДУ. Если ее математическое обеспечение будет соответственным образом усовершенствовано, тогда и ╚кобра╩, и все остальное будет включено в программу боевой подготовки
На Авиастраничку.
Интервью Виктора Пугачева, опубликованное в журнале "Вестник Воздушного Флота" (последний номер за 1995 год).
"ХУК", "КОБРА", "КОЛОКОЛ"...
О непревзойденном уровне аэродинамического совершенства рoccийскиx истребителей четвертого поколения широкая зрительская аудитория судит в первую очередь по тем фигурам высшего пилотажа, кoтopыe выполняют эти самолеты во время пoкaзатeльныx полетов на выставкax и авиационных пpaздникax. С замирающим сердцем люди наблюдают кaк зависает в верхней точке ⌠колокола■ МиГ-29, как вздыбливантся в ⌠кобре■ Су-27, и эмоции зрителей понятны - по канонам аэродинамики и ⌠колокол■ и ⌠кобра■, а уж тем более ⌠хук■ должны закончиться срывом в штопор, что на малой высоте оставляет мало шансов на спасение.
// Дальше — shashkov.chat.ru
А переход из горизонтального полёта на режим висения для всех СВВП - манёвр сложный. Хоть с коброй, хоть с со всей остальной механикой. Но кобру может делать не СВВП.