В соответствующем слайде презентации указано, что в 2040-2050 годах планируется "строительство лунной базы, научная программа". С 2050 года планируется начать уже исследование ресурсов естественного спутника Земли. Подготовка к развертыванию базы на Луне начнется в период 2031-2040 годов, отмечается в презентации.
Как уточнил Калери, место строительства базы на Луне планируется выбрать до 2030 года.
Первый этап (2017-2030 годы)
Первый этап российской Лунной программы планируется реализовать в 2017-2030 годах. В ходе него предусматривается проведение работ по двум направлениям
Первое из них предполагает выбор места строительство лунной базы. Для этого к Луне планируется запустить автоматические станции "Луна-Глоб", "Луна-Орбитер", "Луна- Ресурс" и "Луна-Грунт". Также предполагается участие России в международных автоматических миссиях к Луне и в создании международной окололунной станции.
Кроме того, план предусматривает осуществление дистанционного зондирования Луны, отработку точной посадки на поверхность спутника и исследования образцов лунного грунта.
Параллельно будут проводиться работы по созданию пилотируемой транспортной системы. В частности, будут разработаны следующие ракетно-космические средства: пилотируемый корабль ("Федерация", уже разрабатывается - прим. ТАСС), сверхтяжелая ракета-носитель, разгонные блоки, взлетно-посадочный корабль, грузовой посадочный корабль, ретрансляторы.
Также будет проектироваться наземная космическая инфраструктура. Кроме того, намечены завершение отработки нового пилотируемого корабля, создание сверхтяжелых средств выведения и орбитальной транспортировки, отработка средств доставки.
Второй этап (2031-2040 годы)
На втором этапе будет осуществляться подготовка к развертыванию лунной базы. В частности, будут создаваться базовый, энергетический, лабораторный модули лунной базы и радиационное убежище. В эти сроки также планируется создавать пилотируемый луноход и другие напланетные средства транспортировки.
По данным РКК "Энергия", в ходе этого этапа начнутся пилотируемые экспедиции к Луне, геологические исследования естественного спутника и создание элементов лунной базы.
Третий этап (2041-2050 годы)
Основной целью третьего этапа станет строительство лунной базы и научная программа. Среди создаваемых средств на этой стадии реализации программы указаны оборудование для бурения, экспериментальные добывающие и производственные комплексы, астрофизическая обсерватория, медико-биологический комплекс.
Как следует из презентации, за этот период также должны быть решены следующие задачи: добыча и использование воды и кислорода, астрофизические и медико-биологические исследования, отработка производства из лунных ресурсов.
Четвертый этап (после 2050 года)
Заключительный этап предусматривает использование ресурсов Луны для освоения космического пространства. Среди создаваемых средств на этом этапе РКК "Энергия" указывает: комплексы производства и хранения компонентов топлива для космических кораблей, многоразовые взлетно-посадочные средства, средства орбитальной сборки и дозаправки, комплекс добычи редких ресурсов.
Кроме того, планируется решить такие задачи, как повышение автономности лунной базы, поддержка экспедиций в дальний космос, расширение научной программы, добыча редких ресурсов.
МОСКВА, 30 октября. /ТАСС/. Очередная партия проверенных двигателей для ракет-носителей "Протон-М" отправится в Москву 31 октября. Об этом говорится в сообщении пресс-службы Воронежского механического завода (ВМЗ), которое поступило в ТАСС в понедельник.
"31 октября состоится отправка из Воронежа в Москву очередной партии двигателей для второй ступени ракеты-носителя. 9 ноября - для третьей ступени [ракеты-носителя] "Протон-М", - сказали в пресс-службе.
На ВМЗ уточнили, что также "проверены и отправлены заказчикам 10 двигателей (11Д55) для ракет-носителей семейства "Союз", еще шесть находятся на перепроверке". "Параллельно отправлено 10 новых двигателей для ракет- носителей "Союз", - сказали в пресс-службе.
В сообщении говорится, что работники завода должны проверить еще 19 двигателей для "Протонов". "Филиалу ГКНПЦ им. М. В. Хруничева - Воронежскому механическому заводу - осталось проверить 19 двигателей для ракеты-носителя "Протон-М", переданных на предприятие для проверки и доработки в начале года", - отмечается в сообщении.
На предприятии добавили, что "работы по проверке и доработке двигателей для ракет-носителей идут в соответствии с графиком".
МОСКВА, 30 октября. /ТАСС/. Аппарат-инспектор отделился от малого космического аппарата в ходе эксперимента по исследованию отечественного спутника, запущенного с аппарата-платформы. Об этом в понедельник сообщили в Минобороны РФ.
По информации ведомства, 23 июня 2017 года с космодрома Плесецк был осуществлен запуск космического аппарата-платформы, разработанной в интересах Минобороны России для проведения научного эксперимента по исследованию отечественного спутника средствами малого космического аппарата, запущенного с этой платформы.
"Сегодня в продолжение эксперимента от малого космического аппарата проведено отделение космического аппарата-инспектора. Инспектор способен с помощью специальной аппаратуры диагностировать техническое состояние отечественного спутника с минимально возможного расстояния. Полученная информация будет передана на Землю для детального анализа и принятия решения о восстановлении работоспособности исследуемого космического объекта", - сказали в Минобороны.
Ранее в российском военном ведомстве сообщали о запуске 23 июня с Плесецка спутника "Космос-2519". Он представляет собой космическую платформу, на которой могут размещаться различные варианты полезной нагрузки. На аппарате установлено оборудование для дистанционного зондирования Земли, аппаратура для съемки космических объектов.
"У NASA в ближайшей перспективе имеется множество благоприятных возможностей. Ни одна из них не является более [важной], чем вновь [начать] запускать [в космос] американских астронавтов на американских ракетах с американской земли и безопасно возвращать их обратно", - заявил Бранденстайн.
— Как обстоят дела с украинским телекоммуникационным спутником "Лыбидь"? Известно, что задержка с запуском составляет уже не один год и к концу подходит гарантийный срок. А ваше предприятие отвечает за несущую платформу и модуль полезной нагрузки.
— Что касается сроков запуска, — не знаю. Спутник находится у нас на ответственном хранении. Ждем информации от изготовителя — канадской компании MDA — о тех процедурах, которые мы должны провести в соответствии с принятыми решениями.
Почему спутник не могут запустить? Нет ракеты. Вот когда канадцы решат проблему с носителем, тогда проведем предпусковую подготовку спутника, отвезем его на космодром, проведем там предстартовую подготовку и готовы запустить. Носитель изначально определен — это ракета "Зенит". Но проблемы с Украиной, завод "Южмаш" уже за пределами нашего воздействия или участия. Поэтому насчет пуска мы с вами узнаем практически одновременно. Вообще это компетенция заказчика, в данном случае для нас — компании MDA.
— А есть ли варианты вывести этот спутник на другой ракете?
— Можно, но для этого надо сделать так называемую адаптацию аппарата к носителю. Просто взять и поставить спутник на другую ракету нельзя, у нее могут оказаться другие динамические характеристики.
— Сколько по времени происходит адаптация?
— Обычно от 7 до 14 месяцев. Это длинный процесс, потому что идет много расчетов. Адаптацией занимается производитель ракеты, куда мы, как производитель спутника, передаем данные по динамической схеме аппарата. Ракетостроители получают от нас расчетно-динамическую схему.
— Так можно ли адаптировать "Лыбидь" к другой ракете?
— Можно, только надо смотреть, получается ли эта адаптация. Но вообще никаких проблем нет. Изначально для некоторых спутников в их тактико-техническом задании предусмотрено, что они могут быть запущены на нескольких средствах выведения. То есть, например, не только на "Зените", но и на "Протоне". В этом случае вибрационные испытания аппарата происходят на обеих ракетах и динамическую схему просчитывают и для той, и для другой.
Но "Лыбидь" изначально проектировался только под "Зенит", и динамическая схема для "Протона" на нем не просчитывалась. "Союз" точно не сможет, у него мощности не хватит вывести спутник на орбиту. Так что — либо "Зенит", либо "Протон".
— То есть если не будет "Зенита", то этот аппарат можно вывести на орбиту только "Протоном"?
— Это можно сделать и западными ракетами-носителями, но это, как говорится, не наш путь.
— Если "Лыбидь" все же решат запускать на "Протоне", то, кроме переноса запуска на 7–14 месяцев для адаптации аппарата к ракете, это ни на что больше не повлияет?
— Я не участник той части контракта, но наверняка заключены контракты, проплачены авансы, сделана какая-то матчасть. И что делать: разрывать контракт, отзывать деньги? Причем еще непонятно, по каким причинам. Ведь неясно, является ли нынешняя ситуация — изменение отношений между двумя странами — форс-мажором и застраховано ли это. В каждом контракте по-разному прописывается ситуация форс-мажора, а как в этом контракте — я не знаю.
Молодые ученые Самарского университета завершили предэскизное проектирование оптико-электронного МКА "АИСТ-3". Он должен стать продолжением серии малых космических аппаратов семейства "АИСТ", созданных в партнерстве с АО "Ракетно-космический центр "Прогресс" в 2008-2016 годах.
Основное назначение МКА "АИСТ-3" – дистанционное зондирование Земли с помощью современного оптико-электронного комплекса микрокласса "Скворец". Его разработкой занимается зеленоградский филиал РКЦ "Прогресс" - Научно-производственное предприятие "Оптико-электронные комплексы и системы" (НПП "Оптэкс").
Предполагается, что этот комплекс сможет обеспечить разрешение снимков 1,2 и 1,3 м в оптическом диапазоне с полосой захвата 8-10 км. В настоящее время определен проектный облик и компоновка МКА "АИСТ-3", предложен состав целевой и бортовой аппаратуры.
Космический аппарат предназначен не только для дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ), но и проведения научных экспериментов. Масса аппарата составляет всего 170 кг, что является его весомым преимуществом среди МКА такого класса.
Magnetoshell Aerocapture for Manned Missions and Planetary Deep Space Orbiters; David Kirtley, MSNW, LLC in Redmond, Washington. In this concept, a spacecraft would slow down upon approach to a planet by generating its own magnetic field. This field would trap ions, which would then be dragged through the planet's atmosphere, decelerating the probe. Magnetoshell aerocapture could conceivably allow missions to dispense with thermal-protection gear, thereby saving lots of money, its developers said.