ZaKos> А точно нужен доразгонный ЖРД?
Как говориться, хороший вопрос!
Я тоже думал, а нафик доразгон? Нельзя ли на атомных гиперах, раз мы дотянули на них до 20 махов дотянуть до 25? Осталось то!!!
Для того чтобы ответить положительно (можно и нужно) или отрицательно (можно но не нужно) нужно все же разбираться в особенностях гиперзвукового полета в стратосфере и выше. Насколько я понимаю (возможно я неверно понимаю) то тут сложности растут нелинейно и в общем-то есть смысл прекращать эти мучения пораньше (с одной стороны мы разгоняемся и для этого выходим из среды которая нас тормозит, с другой стороны мы должны черпать эту среду чтобы от чего то таки отталкиваться в процессе разгона). Тема обширная и интересная, но я в нее никогда не окунался. Просто что-то краем слышал...
НО!
Допустим даже есть смысл идти до конца на ГПВРД. И?
Нам же все равно чтобы защититься от радиации чудо-двигателя нужен экран. Экран это кг/м2, даже тонн/м2. Эти тонны брони нам все равно НА СЕБЕ ВОЗИТЬ! Вверх-вниз! (а что такое спуск с орбиты торможением массы?!) Ну допустим нет этого сливаемого экрана. Будет тогда эквивалентный по массе постоянный экран. Даже когда реактор остановлен - он весит, создает инерцию.
Улавливаете?
Кроме того. ЖРД вам все равно нужны. Маневрово-маршевые (я о ориентации, повернуть не говорю - это само собой). Вы выходите на орбиту. Вам нужно подрулить, сменить орбиту. Когда вы спускаетесь - вам нужно дать тормозной импульс.
То есть все это хозяйство (связку ЖРД, баки, насосы, систему управления) для них вам как орбитальному аппарату все равно "ВЫНЬ ДА ПОЛОЖЬ"!
То есть.
У вас интегральный эффект. Допустим ЖРД топливо (в вес самого аппарата) как топливо и не очень то нужно было бы. Но оно с одной стороны все равно необходимо как масса защищающая нас от радиации, с другой стороны возможно снижает требования к гиперзвуковой системе (все-таки не до орбиты ей пахать)
А эта система обещает быть очень напряженной и капризной. Перенапрягать ее может тоже не стоит.
И я вот что еще скажу "как художник художнику".
Вот если такой вот вариант аппарата срастается, то у него появляется этакий... эм... шарм реализма.
Любой реальный девайс (самолет, корабль, дирижабль, подводная лодка) всегда предоставляет людям ими управляющим этакий выбор на оптимизацию, на поступок если хотите. Капитан, команда, начальник базы сидит и соображает, вот если здесь мы отпустим, там можно добавить и наоборот. В общем экипаж в каких-нибудь критических (аварийных) условиях вечно делает выбор. Когда мы читаем, смотрим какую-нибудь военно-историческую драму это обычно всегда оказывается такой вот коллизией, которую мы, образованные люди воспринимаем как "дыхание реальности". Да, мы верим что это было (или было бы) именно так. Так вот. Подобная заливаемость-сливаемость в баки суперчелнока топлива-балласта-экрана придает такой же реализм исторической событийности. Все на мизерах (как в жизни бывает). В притирку. Идем галсами, типа... С орбиты аппарат падает "сухим" (слегка заправленным для маневра и посадки). Ибо разгоняться особо не надо. Будем только тормозить. Поэтому загрузить трюм можно по-полной (даже есть возможность слегка перегрузить). Но вот выходя на орбиту мы должны взять топливо-экрана с вес пустого, значит трюмы можно забивать не сильно, недогруз (для грузовика с Земли это плохо, но для десантного челнока на планету - то что доктор прописал. Назад везем только анабтаниум и больных, летящих домой!). Всегда для чего-то экстроординарного можно взять меньше груза (взлететь вообще с пустым трюмом), больше топлива и значит иметь пространство маневра уже на орбите для чего-то там непредвиденного. Улавливаете?
Я конечно к этому слегка с иронией отношусь. Именно как художник-инженер (а не наоборот даже). Но и ведь концепция не для завтра даже. Для послезавтра. И единственное ей применение пока что в хорошей жесткой фантастике в дух "Кементарийская орбита" (заДРАЛА тупая фентези! иногда травку готов пожевать!). То есть такое вот вроде как напрашивающееся инжерное решение жидкой защиты от реактора привнесло бы где-нибудь в сюжете (сели, застряли, надо взлетать не на чем или там... ) определенное оживление, что для сверхжесткой фантастики обычно критично (ибо реальность она всегда несколько "скучней" выдумки как для читателя но не реального участника).
"Вот таким путем." ©